Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Подготовка к обучению грамоте», «Музыкальное искусство» в старшей группе «Путешествие в мир звуков»
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в мир звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Задачи: формировать представления детей о том, что звук может служить источником информации. Упражнять в классификации звуков окружающего мира, в образовании звукоподражательных глаголов, активизировать активный словарь детей. Формировать умение выделять определенный звук в словах, воспринимать и эмоционально откликаться на инструментальную музыку в исполнении оркестра белорусских народных инструментов, правильно применять приемы звукоизвлечения и игры на различных музыкальных инструментах и инструментах шумового оркестра.
Развивать слуховое внимание, мышление, память, воображение, речь. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Материал: фонограмма мелодии М. Старокадомского «Песенка друзей», аудиозаписи «Шум моря», «Звуки леса», «Звуки большого города», «Звуки деревни», аудиозаписи различных звуков предметов рукотворного мира живой и неживой природы, мяч, наборы различных материалов (деревянные кубики, пластмассовые изделия, металлические предметы, бумага и т. д.,
карточки с условными обозначениями («ладонь», «дерево», «солнце»,
набор предметных карточек, музыкальные инструменты, инструменты шумового оркестра.
Начало занятия:
Воспитатель: Приглашаю вас ребята в удивительный мир – мир звуков.
1. Музыкальная игра-приветствие «Веселые путешественники»
Задача: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Воспитатель: Становитесь друг за другом и отправляемся в путь в мир звуков. А поможет нам веселая песенка.
Звучит фонограмма мелодии М. Старокадомского «Песенка друзей»
Дети делятся на две команды, становятся друг за другом:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Веселые друзья.
Навстречу едет поезд,
Колесики стучат,
И пассажиры дружно
В окошечки глядят.
(дети под пение идут топающим шагом за направляющим, который выбирает направление по своему усмотрению. Главное, чтобы «поезда» не столкнулись)
- Тра-та-та! Тра-та-та!
Поздоровайтесь, друзья!
- Тра-та-та! Тра-та-та!
Поздоровайтесь, друзья!
(дети одной рукой машут товарищам из проезжающего мимо «поезда»)
Ход занятия:
1. Игра «Звуковые загадки»
Задача: развивать слуховое внимание, расширить представления о мире звуков.
Воспитатель предлагает детям послушать звуковые загадки и отгадать, где можно услышать эти звуки.
Звучат аудиозаписи «Шум моря», «Звуки леса», «Звуки большого города», «Звуки деревни».
2. Вопросы к детям
Задача: активизировать внимание, развивать речь.
Воспитатель: Что вы увидели? (ответы детей) Что вы почувствовали? (ответы детей)
Воспитатель: Вокруг себя мы слышим различные звуки. Они могут служить источником информации, т. е. рассказывать нам о том, что происходит вокруг. Звуки бывают разные: громкие и тихие, приятные и неприятные, высокие и низкие.
3. Чтение стихотворения «Звуки»
Задача: закрепить представления о разнообразии звуков.
Звуки музыку рождают
И недуги побеждают.
Звуки слово создают
И скучать нам не дают.
Звуки музыку рождают
И смеются, и рыдают.
Если нужно, верещат
И пронзительно пищат.
4. Игра с мячом «Кто какие звуки издает?»
Задача: упражнять в образовании звукоподражательных глаголов.
Дети стоят в кругу. Воспитатель поочередно бросает детям мяч и спрашивает: «Человек говорит, а корова (мычит, Овца (блеет, Кузнечик (стрекочет, комар. (звенит, дятел. (стучит., волк (воет, медведь (рычит, лягушка. (квакает, жук (жужжит, кукушка. (кукует, лошадь (ржет, коза. (блеет, змея. (шипит, ворона. (каркает, утка. (крякает, свинья (хрюкает, курица. (квохчет, голубь (воркует, собака (лает, петух. (кукарекает, дверь (скрипит, телефон (звонит., ветки (трещат, листья (шуршат) и т. д.
5. Экспериментальная деятельность «Волшебная лаборатория»
Задача: расширять представление о мире звуков, о свойствах материалов, из которые изготовлены предметы окружающего мира.
Воспитатель: Я приглашаю вас в «Волшебную лабораторию». Мы узнаем, какие звуки издают окружающие нас предметы. Могут ли звуки рассказать нам об этих предметах.
Детям предлагаются различные материалы: деревянные кубики, пластмассовые изделия, металлические предметы, бумага и т. д. Дети исследуют, какие звуки издают разные материалы. Дети рассказывают о том, что услышали. Воспитатель обобщает.
Воспитатель: Узнать по звуку, из какого материала сделан предмет, можно только в том случае, если человек совершает с ним какие-то действия.
6. Звуковая игра «Что услышал?»
Задача: упражнять в классификации звуков окружающего мира, развивать слуховое внимание.
У детей карточки с условными обозначениями звуков окружающего мира: ладонь – звуки рукотворного мира, дерево – звуки живой природы, солнце – звуки неживой природы.
Воспитатель: Ребята, нас окружают разные звуки: звуки природы, звуки рукотворного мира. Сейчас мы узнаем, сможете ли вы их угадать. Вы услышите разные звуки. На звук рукотворного мира вы должны поднять карточку «ладонь»,
на звук живой природы – карточку «дерево»,
на звуки неживой природы – карточку «солнце».
Воспитатель включает аудиозапись с различными звуками предметов рукотворного мира (звуки музыкальных инструментов, скрип двери, звук пилы, гул автомобиля и т. д., живой (голоса животных, голоса людей разного возраста) и неживой природы (водопад, дождь, гром и т. д.).
7. Логическая игра «Мои друзья»
Задача: упражнять в классификации предметов по издаваемым звукам, закреплять представления детей о характеристике звуков, о свойствах предметов.
Воспитатель: У меня много друзей в мире звуков. Отгадайте, кто мои друзья:
- Мои друзья – все то, что умоет звенеть. Кто мои друзья? (колокол, колокольчик, телефон, школьный звонок и т. д.)
- Мои друзья – все то, что умеет трещать. (кузнечик, сверчок, снег на морозе, трещит палка, когда ее ломаешь и т. д.)
- Мои друзья – все то, что умеет шуршать. (мышка в норке, бумага, сухие листья под ногами, целлофан)
- Мои друзья — все то, что умеет греметь. (гром, трактор, поезд, жесть на крыше, музыка, и т. д.)
По аналогии можно задавать следующие характеристики звука: стучит, тарахтит, шипит, дребезжит, гудит, скрипит и т. д.
8. Упражнение «Звуки времен года»
Задача: упражнять в классификации звуков, закрепить представления о временах года.
Воспитатель предлагает детям назвать «зимние», «весенние», «летние», «осенние» звуки.
9. Физкультминутка «У кого какая песня»
Задача: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Дети становятся врассыпную и выполняют движения в соответствии с текстом:
- У дождя какая песня?
- У дождя такая песня:
- Кап-кап, кап- кап.
- Кап-кап, кап-кап. (стучат кулачками)
- А у ветра какая песня?
- А у ветра такая песня:
- У-у-у-у-у-у-у-у!
- У-у-у-у-у-у-у-у! (покачивают руками из стороны в сторону)
- А у грома какая песня?
- А у грома такая песня:
- Бом-бом, бом-бом, бом-бом,
- Бом-бом, бом-бом, бом-бом. (наклоняясь, стучат по коленям ладонями)
- А у листьев какая песня?
- А у листьев такая песня:
- Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. (трут ладонью о ладонь)
- У часов какая песня?
- У часов такая песня:
- Тик-так, тик-так, тик-так,
- Тик-так, тик-так, тик-так. (изображают стрелки руками)
- У пилы какая песня?
- У пилы такая песня:
- Вжик-вжик, вжик-вжик,
- Вжик-вжик, вжик-вжик. (имитируют движения пилой)
По аналогии воспитатель может задавать любые звуки живой и неживой природы, предметов рукотворного мира.
10. Дидактическая игра «Собери поезд»
Задача: формировать умение выделять определенный звук в словах.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что слова тоже состоят из звуков. Перед вами карточки с изображением различных предметов. Предлагаю составить поезд из вагончиков-картинок, в названиях которых есть звук… (по усмотрению воспитателя выбирается определенный звук).
Каждый ребенок получает индивидуальный набор карточек.
Дети выстраивают поезд из карточек на заданный звук.
11. Игра с мячом «Назови звук»
Задача: формировать умение выделять определенный звук в словах.
Дети встают в круг, педагог по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя слово. Ребенок возвращает мяч педагогу, называя заданный звук из этого слова.
Воспитатель: Мяч лови и мяч бросай,
Первый звук (второй, гласный) называй.
12. Музыкальная импровизация «Шумовой оркестр»
Задача: формировать умение воспринимать и эмоционально откликаться на инструментальную музыку в исполнении оркестра белорусских народных инструментов, правильно применять приемы звукоизвлечения и игры на различных музыкальных инструментах и инструментах шумового оркестра.
Звучит аудиозапись белорусской народной мелодии «Лявониха». Дети играют на музыкальных инструментах (дудочка, цимбалы, ксилофон, шумовых инструменты – колокольчики, шумелки).
Окончание занятия:
Итог занятия. Вопросы к детям:
- Что нового узнали на занятии?
- Что понравилось?
- Какие звуки бывают?