Юлия Зотова
Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа : бытом, гостеприимством.
Обогащать знания детей о русском народном творчестве.
Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.
Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия во второй младшей группе „В гостях у русской избы“» размещена в разделах
Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка и т. д.).
Познакомить с «бабьим кутом» и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар.
Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
Активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.
Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа : любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
Развитие продуктивной деятельности через рисование.
Продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность, аккуратность при работе с изо- материалами;
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа (воспитатель).
-Здравствуйте, гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад! Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Дети заходят в избу и садятся на лавки.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы и храм. Да, не удивляйтесь - храм! Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий! А в избе всегда был святой, красный угол.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Дети отвечают.
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом?
Дети отвечают.
— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет (печь)
Русская печь – это сердце дома. Примерно четвертую, а иногда и третью часть избы занимала русская печь. Она была символом домашнего очага.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети отвечают.
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. В ней не только готовили пищу, но и готовили корм скоту, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды. Хотя печь и очень большая, она не «съедает», а, наоборот, расширяет жизненного пространство избы.
Недаром есть поговорка «плясать от печки», ведь всё в русской избе начинается именно с печи.
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, шила, пряла.
Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Гости дорогие - пора загадки отгадывать Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Четыре ноги, два уха,
один нос да брюхо».
(самовар)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Новая посудина,
а вся в дырках» (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.
Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.
«Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …»(чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …»(ухват)
Воспитатель ещё раз читает загадку и показывает, как ухватом вынимают чугунок из печи. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)
Самой распространенной была глиняная посуда - горшок. В горшках приготовляли кашу и щи. Щи в горшке хорошо упревали и становились намного вкуснее и наваристее. Да и сейчас, если мы сравним по вкусу суп и кашу из русской печи и с плиты – то сразу же почувствуем разницу во вкусе! Из печки – вкуснее!
Для хозяйственных нужд в доме использовались бочки, кадки, лукошки. Жарили пищу на сковородах, как и сейчас. Замешивали тесто в деревянных корытах и чанах. Воду носили в ведрах, кувшинах.
Горшок был мужской и женский.
Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.
Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.
Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.
Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!
Сейчас, приглашаю вас в мою мастерскую (дети переходят в группу). На столах разложены ложки, которые надо раскрасить.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем расписывать ложки.
Дети приступают к самостоятельной деятельности.
Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Игра на ложках под народную музыку.
Позабавились, а теперь гости дорогие пришла пора прощаться.