Приложение МААМ

Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у русской избы» (8 фото)

Юлия Зотова
Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа : бытом, гостеприимством.

Обогащать знания детей о русском народном творчестве.

Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Показать своеобразие, красоту русского фольклора.

Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия во второй младшей группе „В гостях у русской избы“» размещена в разделах

Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка и т. д.).

Познакомить с «бабьим кутом» и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар.

Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

Активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.

Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа : любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Развитие продуктивной деятельности через рисование.

Продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность, аккуратность при работе с изо- материалами;

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа (воспитатель).

-Здравствуйте, гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад! Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети заходят в избу и садятся на лавки.

Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у русской избы»

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы и храм. Да, не удивляйтесь - храм! Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий! А в избе всегда был святой, красный угол.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети отвечают.

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом?

Дети отвечают.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

В избе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет (печь)

Русская печь – это сердце дома. Примерно четвертую, а иногда и третью часть избы занимала русская печь. Она была символом домашнего очага.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети отвечают.

Фото «В гостях у русской избы»

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. В ней не только готовили пищу, но и готовили корм скоту, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды. Хотя печь и очень большая, она не «съедает», а, наоборот, расширяет жизненного пространство избы.

Недаром есть поговорка «плясать от печки», ведь всё в русской избе начинается именно с печи.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, шила, пряла.

Конспект занятия во второй младшей группе - фото

Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Гости дорогие - пора загадки отгадывать Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Четыре ноги, два уха,

один нос да брюхо».

(самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина,

а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

«Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля …»(чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Из русской печи

Кашу из печи тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил …»(ухват)

Воспитатель ещё раз читает загадку и показывает, как ухватом вынимают чугунок из печи. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Самой распространенной была глиняная посуда - горшок. В горшках приготовляли кашу и щи. Щи в горшке хорошо упревали и становились намного вкуснее и наваристее. Да и сейчас, если мы сравним по вкусу суп и кашу из русской печи и с плиты – то сразу же почувствуем разницу во вкусе! Из печки – вкуснее!

Для хозяйственных нужд в доме использовались бочки, кадки, лукошки. Жарили пищу на сковородах, как и сейчас. Замешивали тесто в деревянных корытах и чанах. Воду носили в ведрах, кувшинах.

Горшок был мужской и женский.

Фото №1 Цель Знакомить детей с традициями и обычаями

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!

Сейчас, приглашаю вас в мою мастерскую (дети переходят в группу). На столах разложены ложки, которые надо раскрасить.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Фото №2 Русская изба русского народа бытом гостеприимством

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем расписывать ложки.

Дети приступают к самостоятельной деятельности.

Фото №3 Обогащать знания детей о Фото №4 Конспекты занятий русском народном творчестве

Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Игра на ложках под народную музыку.

Фото №5 Вызвать у детей интерес к жизни на Руси

Позабавились, а теперь гости дорогие пришла пора прощаться.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой». Цель: Знакомить детей с культурой, традициями и бытом.

Конспект ООД по патриотическому развитию детей дошкольного возраста 5–6 лет «В гостях у русской избы» Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве.

Конспект ООД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Секреты русской избы» Тема: «Секреты русской избы» Образовательная область: «Познавательное развитие» Цель: познакомить детей с бытом русской избы. Образовательные.

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» тема: Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Подвижная игра «Лиса и зайцы». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: познакомить детей.

Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у Барыни» НОД (занятие) во второй младшей группе «В гостях у барыни». Цель: закрепить и обобщить знания детей о дымковской игрушке. Задачи: повторить.

Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у сказки» Цель: Закреплять знания детей о сказке Теремок, о фруктах и овощах, о времени года осень. Задачи: Образовательные: Формировать и активизировать.

Конспект занятия во второй младшей логопедической группе по мотивам русской народной сказки «Колобок» Цель: Формировать первоначальные представления детей о дружбе. Образовательные задачи: 1. Учить детей узнавать героев знакомой сказки по.

Мини-музей русской избы «Родник истории»Мини-музей русской избы «Родник истории» Музей по приобщение родителей и детей дошкольного возраста к ценностям культуры нашего народа. Создали в доступной для детей форме быт русского.

Конспект занятия «В гостях у Мойдодыра» во второй младшей группе Образовательная область «Познавательное развитие»: организованная образовательная деятельность по формированию начальных представлений о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у русской избы»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 23:50
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у русской избы»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зотова (УИ 281995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД