МААМ-картинки

Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью» (вторая младшая группа)

Милана Шамхалова
Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью» (вторая младшая группа)

Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью»

(вторая младшая группа)

Образовательные задачи:

способствовать формированию представления о жилище русского народа, избе, через предметы старинного русского быта

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русской избой и печью“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах

познакомить с предметами старинной кухонной утвари: чугунок, ухват

закреплять правила безопасности при обращении с горячими предметами

Развивающие задачи:

продолжать развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

воспитывать бережное отношение к старинным вещам, интерес к малым фольклорным формам: потешкам, загадкам.

Предварительная работа:

рассматривание пшена, гороха, фасоли

беседа о пользе каши.

чтение р. н. сказок: «Колобок», Гуси-лебеди».

лепка «Колобок».».

Материал и оборудование:

Макет русской печи; кухонная утварь: чугунок, ухват, дрова; иллюстрации с изображением печи; миски с крупами (горох, фасоль, пшено в одной миске) на каждого ребёнка, пустые миски на каждого ребёнка; иллюстрации к сказкам с изображением русской печи («Гуси-лебеди», «По щучьему велению, «Колобок», «Волк и семеро козлят»).

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в далекое прошлое, когда люди жили в деревянных домах, в которых не было воды, батарей отопления и даже света. Назывались они избами. Давайте заглянем в такую избу и посмотрим, как в доме все устроено.

(Хозяйка встречает детей в национальной русской одежде.)

Хозяйка. Здравствуйте, здравствуйте, детушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в мой дом, я в нем хозяюшка – бабушка Варварушка. Гостям в нашей избе всегда рада. Рассаживайтесь поудобнее. Сядем рядком-поговорим ладком.

Как уютно в моей избе!

Спозаранку печка топится,

Котик лапкой умывается,

Вам, ребята, здесь нравится?

(руками обводит убранство русской избы)

- Вы, посидите, отдохните, да послушайте загадку.

- Барыня-сударыня толста и бела, щей да каши наварила, пирогов напекла. (Печь)

Хозяйка. Ребята, а кто-нибудь из вас видел настоящую печь? (Ответы детей.)

- Посмотрите, какая у меня печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба — не изба.

- Как вы думаете, для чего в деревенской избе ставили печь? (Ею отапливали избу, в ней готовили.)

- В старину печка была самая главная в доме, она и накормит, и обогреет.

- А чем же топили печь? (Дровами).

- У моей печи лежат дрова?

- Да, вот они (показывает). Дрова закладывали не у края, а в самой глубине печи. В печи грели воду, варили щи да кашу, пекли хлеб, пироги. А ещё печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок.

- На печи даже спали. Вот это место называется лежанка. После того, как печь истопили, лежанка становилась тёплой. На печке, да под печкой, да около печки любили погреться многие животные

- Кто свернулся клубочком на моей печи? (Кошка)

- Печь держали в чистоте и ласково называли ее Матушкой. Если голоден — печка-матушка щами и кашей угостит, если замерз на морозе, прислонись к ней – будет жарко.

- Послушайте, какие слова ей говорили:

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Хозяйка. Дети, а ваши мамы в чем варят щи и кашу? (Ответы детей)

- Давным-давно в старину кастрюль не было у людей. Еду варили вот в такой посуде, которая называется чугунок (показывает). У чугуна горлышко шире, чем дно, а бока самые широкие. Чтобы приготовить еду, чугунок ставили в печь на горящие угли. Использовали для этого вот этот предмет – ухват (хозяйка берет чугунок ухватом и ставит его в устье печи). С помощью ухвата и доставали чугунок, чтобы не обжечься.

- Чем я поставила чугунок в печь? (ухватом).

- Что я поставила в печь с помощью ухвата? (чугунок).

- А ваши мамы, бабушки чем пользуются, когда берут горячие кастрюли с плиты? (прихватками, полотенцем).

- С огнем и горячими предметами надо быть осторожными!

Хозяйка. Ой, ребята, пока мы с вами разговаривали, кот Васька созорничал, рассыпал банки с крупой и все крупы перемешались! А я ведь в печи собиралась кашу варить пшенную. Поможете мне? (Ответы детей)

- Спасибо, ребята! А чтобы дело у нас побыстрее спорилось, давайте разомнем пальчики (проводится пальчиковая гимнастика).

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке-в чашку,

Жучке-в плошку,

А коту-в большую ложку.

В миску-курице, цыпляткам

И к корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

- А вы знаете, как выглядит пшено? (Ответы детей)

- Посмотрите в мисочки и опишите пшено. Какое оно?

- А что за крупа ещё оказалась в миске? (Фасоль, горох).

- Пшено оставляем в миске, а вот горох и фасоль выбираем и кладём в другую миску.

(Дети выполняют практическую работу по сортировке круп.)

Хозяйка. Какие, ребятки, вы молодцы. Как ловко вы справились с заданием. Спасибо за помощь. Теперь я смогу наварить пшенной каши.

- Ребята, а вы сказки любите читать? Я тут приготовила для вас иллюстрации, на которых есть печь-матушка. Ну-ка, попробуйте отгадать, из каких они сказок? (Показывает иллюстрацию — дети называют сказку).

Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в группу. Скажем бабушке Варварушке «спасибо» за гостеприимство и попрощаемся. До новых встреч!

Обобщающая беседа хозяйки по вопросам:

- Где мы сегодня побывали?

- С чем познакомились?

- Как называют русскую печку?

- Почему её так называют?

- Что вам больше вам запомнилось в избе у бабушки Варварушки?

- Трудно было сортировать крупу?

Публикации по теме:

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода» В рамках реализации проекта «Русская изба», мы познакомились с детьми историей,традициями, посетив наш мини музей. Цель: познакомить детей.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» (вторая младшая группа) Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» Вторая младшая группа Программное содержание • Обучающие задачи:.

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект занятия по аппликации «Скворечник» (вторая младшая группа)Конспект занятия по аппликации «Скворечник» (вторая младшая группа) Аппликация на тему «Скворечник». Вторая младшая группа. Цель: Учить детей изображать в аппликации скворечник состоящий из нескольких частей.

Конспект занятия по рисованию «Улитка» (вторая младшая группа)Конспект занятия по рисованию «Улитка» (вторая младшая группа) Конспект занятия по рисованию «Улитка» (вторая младшая группа) Программное содержание: Подводить детей к преднамеренной передаче изображения;.

Конспект занятия «Пожалейте лисичку» по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (вторая младшая группа)Конспект занятия «Пожалейте лисичку» по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (вторая младшая группа) Задачи: • побуждать детей не только вступать в диалог со взрослым, но и аргументировать своё мнение; • напомнить детям содержание русской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью» (вторая младшая группа)
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 16:49
+106Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД