Получи документы

Конспект занятия «Знакомство с архитектурой полукаменных домов» для детей старшей группы

Ольга Белова
Конспект занятия «Знакомство с архитектурой полукаменных домов» для детей старшей группы

1. Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора

2. Форма организации детей : фронтовая

3. Интеграция: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально -коммуникативное развитие, познавательное развитие. физическое развитие

4. Цели и задачи:

Цель: Знакомство детей с архитектурой полукаменных домов.

Задачи:

Образовательные

- знакомство детей с архитектурными особенностями города

Развивающие:

- развивать интерес к изучению родного края

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с архитектурой полукаменных домов“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Воспитательные:

- воспитывать у детей положительные эмоции и любовь к родному городу краю, желанию беречь природу и красоту.

5. Материалы: презентация, проектор.

6. Ход работы:

Организационный этап:

Несёт свои воды сильные

Река, что зовут Ока.

За лугом Озёры милые

Чуть видны издалека.

Повсюду озёра синие

И золото хлебных полей…

Нет места на свете красивее,

Нет места на свете милей! (фрагмент стихотворения Л. Синяевой «Нет

родней», сб. «Поэзия Озерского края», альманах местных авторов)

(Слайд 1 и слайд 2)

Основной этап:

Каждый город имеет свое собственное лицо, которое находит свое выражение в его архитектуре. В каждом городе есть много красивых зданий. Они все разные по своему назначению, привлекательности и особенностям.

(Слайд 4 и 5) Посмотрите, как много зданий в нашем городе! Все они разные и очень красивые. Все эти здания люди строили давно, строят и сейчас.

В нашем городе есть на что посмотреть. Но сегодня, мы с вами остановим свое внимание на полукаменных домах (Слайд 6)

Полукаменный дом - тип городского жилища, получивший распространение в российских городах в XIX веке.

Раньше кирпич производился в небольших количествах и был дорог. Кирпич использовался для строительства общественных и культовых зданий. Города застраивались деревянными жилыми домами.

Позже получили распространение полукаменные дома. Наши предки строят из камня, чтобы избежать пожаров, но прекрасно понимают, что чувствует себя человек в деревянном и в каменном помещении совсем не одинаково. Поэтому всегда строили деревянные теремочки наверху. До сих пор сохранились такие дома: низ каменный, верх – деревянный. Спали только в деревянном втором этаже. Вот отношение наших предков к старине : новое, но на основе родных традиций.

Если посмотрим на старинные фото нашего города, то увидим, что в те, далекие времена таких домов было достаточно (слайд 7, 8, 9)

Полукаменные дома были популярны, прежде всего, среди небогатых купцов и зажиточных мещан.

(Купцами называли торговцев которые возили товар из одного города в другой и продавали с наценкой. Мещане - это городские обыватели: ремесленники, наемные рабочие, мелкие торговцы, низшие служащие)

Крыша полукаменного дома крылась железом, что свидетельствовало о богатстве хозяина. В купеческих домах на первом этаже и в подвале могли размещаться склад, магазин, лавка, контора; жила прислуга или дальние родственники. Второй этаж был жилым. Длиной стороной дом ориентировался во двор. С улицы на первом этаже находился вход в магазин или лавку. В мещанских домах на первом этаже жили хозяева, а второй этаж мог сдаваться в аренду.

(Слайд 10) В наши дни, на улице Карла Маркса сохранился купеческий дом, который был построен в конце XVIII - начале XIX вв. Здесь хорошо видно, что вход в магазин находится со стороны улицы, а вход на второй этаж с другой стороны.

Часть здания, эркерная "башенка " на крыше, покрытой железом, имеет шпиль.

(Слайд 11) В случае данного объекта фасад украшен резьбой, которая представляет основную ценность. Дом продолжает использоваться как жилой, а первый, каменный, этаж используется как помещение для магазина.

(Слайд 12) На улице Ленина сохранился еще один дом данного вида, который используется как жилой. На окнах еще видны резные детали, часть окон поменяна на пластиковые, что конечно портит вид данного здания, но это не сравнится с тем, что данному дому нужен капитальный ремонт.

(Слайд 13) Все на той же улице совсем недавно стоял дом, забытой архитектуры. Некогда дом купца Каледина, где на втором этаже жил сам хозяин, а на первом этаже располагался трактир (гостиница или постоялый двор с рестораном). Но время, да и люди его не пощадили.

Сейчас на этом месте растет новое сооружение, ничем не отличающее от других.

(Слайд 14) Вот еще один образец купеческого дома. Резные наличники на окнах и карниз. Выступ на крыше, который называется кукушка. Но по виду видно, что здание требует ремонта, которое все таки и произошло. И теперь мы видим совершенно обычное, ничем не отличающее от других здание, которое на данный момент совсем заброшено и забыто.

(Слайд 15) А это улица Свердлова и здесь тоже находится жилой полукаменный дом, но отличающийся от предыдущих. Как видите, окна первого этажа наполовину находятся в земле. Бытует много мнений, почему это так.

Итак, первое и самое простое - отдельно взятое здание изначально строилось с утопленным в землю этажом - подвалом. Сейчас это звучит невероятно, но раньше, когда не было электрических холодильников, продукты хранили в погребах и подвалах, имеющих свой микроклимат. В подвалах располагались подсобные помещения, склады, кладовки, кухни, котельни, печи отопления, комнаты для прислуги. И на примере данного дома мы видим, что именно на первом этаже находится отопительная система.

Второе: дома не погружаются в землю, а повышается уровень земли относительно дома.

Дом конечно находится в плачевном состоянии, но как бы там не было, дом еще стоит и там живут люди.

Физкультминутка «Строитель»

Кладу кирпич за кирпичом, (Согнутыми в локтях руками попеременно кладут один кирпич на другой)

я строю, строю новый дом.

Стена всё выше, выше, (Тянуться, подняв руки вверх.)

А это будет крыша. (Вверху руками изображают треугольную крышу.)

Вот здесь - окно. (Перед собой руками рисуют квадрат.)

А тут крыльцо. (Правой рукой, слегка нагнувшись, показывают на крыльцо.)

Ступеньки посчитай: (Выпрямляются, слегка разведя руки в стороны.)

Один, два, три, четыре, пять - (Шагают на месте, высоко поднимая колени.)

И дверку открывай. (Правой рукой как бы открывают дверь на себя.)

Заключительный этап:

Ребята, сегодня я рассказала вам о тех домах, которые постепенно исчезают из нашего города, а если остаются, то меняют свой вид до неузнаваемости. Конечно, хочется чтобы мы, озерчане, по возможности сохраняли все то, что досталось нам от наших предков, поддерживали, а не разрушали. Когда вы станете взрослыми, каждый из вас выберет себе какую-то профессию и может быть кто-то из вас станет архитектором и построит в нашем родном городе какое-нибудь необыкновенно красивое здание. Им будете любоваться вы, а потом ваши дети, внуки и правнуки, и наш город станет еще краше.

(Слайд 16)

У каждого, у каждого

Есть город свой родной,

Есть город очень маленький,

Есть город и большой!

Но нам дороже и милей,

Конечно, город свой,

Озёры – милый город наш,

Любимый и родной!

Прикреплённые файлы:

prezentacija_ptrg3.pptx | 7741,17 Кб
 
Публикации по теме:

Беседа для детей старшей группы «Знакомство с театром»Беседа для детей старшей группы «Знакомство с театром» Беседа «Знакомство с театром». Цель: Формировать интерес к театру, к театрализованной деятельности. Задачи: Расширить знание детей о театре,.

Конспект занятия «Знакомство с животными Севера и жарких стран» для детей средней группы Конспект занятия для детей средней группы Тема «Знакомство с животными Севера и жарких стран» Цель: Ознакомление с животным миром Задачи:.

Конспект занятия «Знакомство с песком» в рамках кружка «Песочная мозаика» для детей второй младшей группыКонспект занятия «Знакомство с песком» в рамках кружка «Песочная мозаика» для детей второй младшей группы Цель: Формирование у детей творческого потенциала с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности песочной живописи. Воспитание.

Конспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группеКонспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группе Программное содержание: Закреплять представление о том, что результат не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с игрушечным домом» для детей младшей группыКонспект занятия по развитию речи «Знакомство с игрушечным домом» для детей младшей группы Тема: «Знакомство с игрушечным домом»[/b] Задачи: учить различать и называть материалы, из которых изготовлены предметы, сравнивать игрушки.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью» Тема занятия по ИЗО деятельности: «Знакомство с городецкой росписью»[/b] Занятие в рамках тематического планирования программы «От рождения.

Конспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группеКонспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе: «Знакомство с Карельскими народными играми». Цель: Познакомить детей с карельскими играми. Задачи: -Продолжать.

Опыты для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги»Опыты для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Задачи: Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов, развивать познавательный интерес к свойствам.

Конспект занятия «Знакомство детей второй младшей группы с песком»Конспект занятия «Знакомство детей второй младшей группы с песком» Цель:познакомить детей с песком Песок-прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развитии моторики.

«Знакомство с числом 3». Конспект занятия для средней группы НОУ Детский Сад «ЖАРКИ» Выполнила: воспитатель первой категории Агафонова Екатерина Ивановна Конспект непосредственно-образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с архитектурой полукаменных домов» для детей старшей группы
Опубликовано: 9 ноября 2020 в 11:20
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД