Добровольская Татьяна
Конспект НОД по экологии с детьми среднего дошкольного возраста «Лес — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии с детьми среднего дошкольного возраста
Программное содержание:
1. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
2. Вводить в речь детей пословицы, поговорки, загадки о лесе, о природе, учить пользоваться ими в повседневной жизни.
3. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой, учить различать хвойные, лиственные и смешанные леса, знать и называть деревья, кустарники.
4. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса: растений, животных, птицах, об их пищевой зависимости друг от друга.
Публикация «Конспект НОД по экологии с детьми среднего дошкольного возраста „Лес — наш дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, поощрять желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой.
6. Развивать и активизировать речевой запас у детей, закреплять выразительное чтение стихотворений.
Воспитатель:
- Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в наш добрый дом - чудеса увидишь в нём.
Знаете о чём моя загадка?
Дети: Да. О лесе.
Воспитатель: - Дети! Какие леса вы знаете?
Дети: - хвойные, лиственные, смешанные, берёзовые рощи, сосновый бор, дубравы.
Воспитатель: - Почему лес называется хвойным?
Дети: - В хвойном лесу растут густые ели, сосны, пихты, кедр, лиственница.
Д/ И: «Угадай и назови дерево»
Воспитатель: У какого дерева нет хвои?
Дети: Лиственницы. Она каждый год меняет наряд. А у остальных деревьев хвоя живёт 5 а то и 7 лет. Поэтому о них мы говорим: «Зимой и летом одним цветом».
Воспитатель: Почему лес называется лиственным?
Дети: В лиственном лесу растут деревья, с которых каждую осень опадает листва. Это дуб, клён, ясень, тополь, осина, ольха.
Воспитатель: - А, если в лесу растут и хвойные и лиственные деревья. Как он называется?
Дети: Смешанный.
Воспитатель: Слово лес короткое, от этого слова образовано много других. Назовите их.
Дети: Лес, лесок, лесочек, лесная, лесное (озеро, лесовик, лесничий, лесничество, лесхоз.
Воспитатель: - Лесник прислал нам телеграмму. Он хотел бы знать, что можно делать в лесу, а чего нельзя.
Д/И «Укажи стрелкой что можно делать, а чего нельзя»
Дети:
Можно: Зимой подкармливают животных и птиц, вешают кормушки, развешивают веники (заготовленные летом).
Нельзя: Гонять птиц, убивать их, подходить близко к гнёздам и не брать птичьих яиц в руки; не ловить и не брать домой животных и их детёнышей; не разводить костры, не разбрасывать мусор, не ломать ветки и т. д.
Правило: «Мы - гости леса, а не хозяева»
«Уходя, мы оставляем лес таким, каким увидели его впервые».
Воспитатель: Чем ещё занимается лесничий?
Дети: Охраняет природу. Подкармливает животных и птиц. Следит, чтобы деревья не рубили.
Поговорки:
Дети: «Срубленное дерево вновь не вырастит»;
«Сломать дерево- секунда, а вырастить года»;
«Срубили деревья- прощайте птицы» ;
«Где уничтожается природа, там иссякает жизнь».
Воспитатель: Лесничий ещё убирает валежник, подсаживает молодые деревца.
Дети: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади».
«Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба».
Воспитатель: Следит лесничий, чтобы ничто не мешало их росту. А есть такие растения, которые помогают друг другу выжить. Вспомните рассказ Паустовского «Заботливый цветок».
Дети: Это растение - Кипрей, или в народе говорят – Иван-чай. Он не только воздух обогревает, но и почву, поэтому молодые побеги сосен не замерзают, пока не выпадет первый снег. Да и чай из этого растения вкусен и полезен для здоровья.
Воспитатель: Много вы знаете о лесе, любите его. Пора отправляться в путешествие.
Воспитатель: Палочка волшебная, ты нам помоги, в зимний лес таинственный нас перенеси.
(Воспитатель взмахивает палочкой, под музыку дети выполняют движения. На экране - зимний лес.)
Ребё нок читает стихотворение: «Зимнее утро» А. С. Пушкин «Под голубыми небесами…».
Воспитатель: Посмотрите на экран. Какая берёза стоит у опушки леса? Опишите её.
Дети: стройная, кудрявая, белоствольная, ….
Воспитатель: Многие писатели, поэты, художники в своём творчестве воспевали её.
Ребёнок читает стихотворение С. Есенина «Берёза».
Воспитатель: А это – дуб. какой он?
Дети: Могучий, огромный, роскошный, раскидистый, величавый, корявый.
Воспитатель: Почему у дуба ветки корявые?
Рассказ ребё нка: Ранней весной из маленького жёлудя появляется нежный, робкий росток. Это молодой дубок, дубочек. Это дерево очень любит солнце, свет. Вот и тянет свои побеги к нему, так и поворачивается за солнышком. Куда солнышко, туда и веточки дуба. Поэтому у дуба такие корявые, причудливые ветки. Вот и растёт дубрава дубравушка.
Воспитатель: Лес - это дом всего живого на земле. В нём тоже есть этажи. (На экране появляется схема.) Верхний этаж - деревья хвойные, пониже - деревья остальные, ещё ниже - кустарники, самый нижний этаж - трава, цветы, грибы, мох, лишайник (которые сейчас под снегом). У дома фундамент - это его основа, а у леса основа- корни деревьев, кустов, трав. Без корней ни одно растение жить не будет. Вспомните, что нужно для роста и жизни растений?
Дети: Свет, тепло, почва, вода.
«Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт».
«Лес и вода - брат и сестра».
Воспитатель: Дети, мы с вами ставили опыт: под снегом вода не замерзала.
Вот и прячется зимой трава от мороза, от метелей под снегом. Там она греется, да силушки набирается. И не только трава отдыхает, но и насекомые, звери, зверушки. Тихо в лесу, всё спит.
Ребёнок читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Пороша», «Заколдован невидимкой…».
Воспитатель: Сейчас я взмахну волшебной палочкой. При помощи её мы с вами услышим о чём говорят животные, птицы и насекомые. Палочка волшебная, помоги скорей, сделай нам доступным, мир лесных зверей.
Инсценировка: «Белка и дятел».
(Дятел стучит по дереву.)
Белка: Что ты, дятел, стучишь? Мне, белке в дупле спать, отдыхать не даёшь?
Я весь день по деревьям скакала, себе корм искала, шишки, да семена разные, серёжки, да почки с деревьев срывала. Хорошо с осени запасы себе сделала. Чутьё у меня хорошее, не жалуюсь. Под снегом нахожу и орехи и жёлуди, а на веточках - грибы сушёные.
Дятел: Я тоже себе пропитание ищу. По дереву стучу, под корой жучки, личинки, гусеницы - всё для меня корм, а дереву - помощь. Мне тяжело, да я не жалуюсь, другим птицам ещё тяжелее приходится. Да их ребята знают и корм им в лес носят. Ребята, назовите, пожалуйста, зимующих птиц.
Дети называют птиц.
Ребёнок читает стихотворение «Покормите птиц зимой».
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, дети возвращаются в детский сад.
Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Приходите в лес почаще, берегите его.