Конспект занятия по развитию речи «О Чем рассказывают нам сказки А. С. Пушкина» для детей подготовительной группы

Юлия Шевченко
Конспект занятия по развитию речи «О Чем рассказывают нам сказки А. С. Пушкина» для детей подготовительной группы

Цели:

Обучающая: закрепить знания детей о биографии А. С. Пушкина; уточнить знания детей о роли в его жизни и творчестве няни Арины Родионовны; учить детей объяснять, почему Пушкина называют «народным поэтом»; закрепить знания детей об устаревших словах; приобщать детей к богатству русского языка; обогатить словарь различными образными выражениями, красочными эпитетами; продолжать учить правильно отвечать на поставленные вопросы, полным предложением; упражнять детей в подборе рифм к различным словам; продолжать работу над активизацией словарного запаса; научить детей рассуждать о том, какие нравственные уроки можно вынести из сказок А. С. Пушкина.

Развивающая: развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина; развивать связную речь детей; развивать интерес к народному быту.

Воспитательная: воспитывать у детей интерес к поэзии А. С. Пушкина, любовь к сказкам; воспитывать любовь к родному языку.

Предварительная работа.

Чтение сказок А. С. Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о золотом петушке» и др.

Рассматривание иллюстраций по сказкам.

Рассматривание портретов А. С. Пушкина и его родителей.

Разучивание стихотворений А. С. Пушкина:

«Подруга дней моих суровых»

«Няня»

«Унылая пора.»

«Уж небо осенью дышало.» и др.

Беседы с детьми о биографии А. С. Пушкина, о его детстве, его семье.

Прослушивание сказок А. С. Пушкина в записи.

Посещение выставки в изостудии детского сада.

Экскурсия в детскую библиотеку № 147 Можайского р-на г. Москвы.

Рисование на тему «Сказочные герои» - по сказкам А. С. Пушкина.

Проведение дидактических игр: «Из какой мы сказки», «Добро и зло в сказках», «Расскажи сказку»

Словарная работа: невод, ветхая, корыто, гонец, землянка, ткачиха, поэт, богатырь, завистливая.

Ход занятия

Организационный момент: дети сидят полукругом за столами.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, мне повстречался почтальон. Он передал мне письмо для вас.

Воспитатель показывает письмо, читает адрес.

Воспитатель:Давайте посмотрим от кого это письмо:

«Куда: г. Москва, ул. Сколковское шоссе, дом 12.

Кому: Детский сад № 1303, подготовительная группа № 8

От кого: Африка, детский сад № 1, дети.»

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте дорогие друзья! Мы живем в Африке. Недавно к нам в гости приезжали ребята из одного детского сада из города Москва. Они рассказали нам о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине, читали его стихотворения. Но они были у нас в гостях недолго, и не все смогли нам рассказать об А. С. Пушкине. А девочка Катя рассказала, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи, но и сказки. Мы очень хотели бы, чтобы вы рассказали нам, что вы знаете о Пушкине и его сказках. Ждем ваш ответ с нетерпением. Спасибо вам большое!»

1 часть.

Воспитатель: Поможем ребятам из Африки? (Ответы детей) Давайте сначала вспомним, что мы с вами узнали об А. С. Пушкине на прошлых занятиях?

Воспитатель: Где родился А. С. Пушкин?

Дети: А. С. Пушкин родился в Москве.

Воспитатель: Кто мне скажет, большая семья была у Александра Сергеевича? Из кого она состояла?

Дети: Семья Пушкиных состояла из отца Сергея Львовича, мамы Надежды Осиповны, сестры Ольги и брата Левушки.

Воспитатель: Молодцы. Правильно. Что больше всего любил делать маленький Александр, чем любил заниматься?

Дети: Очень любил читать книги. Слушать сказки.

Воспитатель: А кто рассказывал ему сказки?

Дети: Его няня Арина Родионовна.

Воспитатель: Скажите, Арина Родионовна была грамотной или нет? Она умела читать, писать?

Дети: Сама писать не умела, ей писали под диктовку.

Воспитатель: Маленький Саша слушал сказки, которые рассказывала ему Арина Родионовна,и восхищался ими: «Что за прелесть эти сказки. Ему нравились напевные выразительные, простые слова, которыми говорила его няня.

Помните, как А. С. Пушкин писал о своей няне:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Как А. С. Пушкин называл свою няню?

Дети: Голубка, мамушка, «подруга дней моих суровых».

Воспитатель:Правильно: Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Воспитатель: Сказки и песни старой нянюшки словно успокаивали и утешали поэта в его жизненных невзгодах. Они прошли рядом всю его жизнь и оставили яркий след в его творчестве.

Когда Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту и выразительность русского языка, и поэтому писал свои произведения простым русским языком, который был понятен всем русским людям. Пушкина называют народным поэтом, как выдумаете, почему?

Дети: Потому что его сказки очень похожи на русские народные сказки. Его сказкибыли понятны всему народу: и бедным, и богатым, и взрослым, и детям. Все его произведения написаны русским языком.

2 часть.

Раздается стук в дверь. Входит Арина Родионовна.

Воспитатель: Здравствуйте детушки? Меня зовут Арина Родионовна. Я пришла к вам сегодня в гости не с пустыми руками, а с интересными заданиями и подарками. Хочу спросить вас, знаете ли вы сказки, батюшки моего, свет Александра Сергеевича?

Ответы детей.

Арина Родионовна: А я сейчас проверю. Я начну, а вы заканчивайте хором, сказку продолжайте.

Три девицы под окном

Пряли (поздно вечерком)

Стал он кликать (золотую рыбку)

Приплыла к нему рыбка, спросила…. («Чего тебе надобно, старче?»)

Месяц, месяц, мой…. (дружок)

Позолоченный….(рожок)

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка…. (золотого петушка)

С первого щелчка прыгнул поп до…. (потолка)

Со второго щелчка лишился поп (языка)

Арина Родионовна: Молодцы ребята. Вы знаете сказки моего Сашеньки?

Ответы детей.

Арина Родионовна: Ребята, а вы любите смотреть сказки? Для этого вам нужно будет справиться еще с некоторыми заданиями. Готовы?

1 задание – Дидактическая игра «Добро и зло в сказках А. С. Пушкина»

Воспитатель: Посмотрите, у меня на картинках лица людей. Одно лицо злое, другое – доброе. Так же и в сказках Пушкина есть добрые герои, есть злые. Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок А. С. Пушкина, вы должны отгадать, о каком герое я прочитала, и определить его характер, добрый или злой.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы. Все отгадали правильно. А сейчас я предлагаю всем отдохнуть.

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем,

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Арина Родионовна: отдохнули, теперь слушайте внимательно следующее задание.

2 задание –Дидактическая игра: «Из какой мы сказки»

На доске с одной стороны – иллюстрации из сказок, а с другой – маленькие картинки с изображением предметов быта.

Арина Родионовна читает отрывок из сказки:

- «Старик ловил неводом рыбу…»

Что такое невод? Кто найдет картинку с изображением невода?

(Один ребенок находит картинку с изображением невода и прикрепляет около иллюстрации к сказке)

- «Не печалься, ступай себе с богом

Будет вам новое корыто…»

Для чего нужно корыто?

- «Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит…»

О ком говорится в этом отрывке? (О Балде)

О каком предмете старины упоминает автор? (О печи)

- «В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха»

- «И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили…»

Для чего нужны были бочки? (В них засаливали, хранили продукты)

- «Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук…»

Для чего нужен лук? (Для охоты на зверей)

- «В светлой горнице, кругом

Лавки, крытые ковром…»

Арина Родионовна: Ребята, какие вы молодцы. Мой Сашенька любил использовать старинные русские слова, когда писал сказки. Эти слова сейчас в речи людей вы не услышите.

Воспитатель: Арина Родионовна, наши ребята тоже знают несколько старинных слов и могут их объяснить, рассказать, что эти слова обозначают.

Арина Родионовна: Интересно послушать. Кто знает, что такое «землянка»?

Дети: Землянка – это жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.

Арина Родионовна: Для чего нужен «невод»?

Дети: Невод – это сеть для ловли рыбы.

Арина Родионовна: Что обозначает слово «ветхая»?

Дети: Ветхая – значит старая, разрушающаяся.

Арина Родионовна: Кто такой «гонец»?

Дети: Гонец – это человек, которого послали с известием.

Итог занятия.

Воспитатель: Арина Родионовна, Вам понравились ответы детей?

В: Молодцы. Вы много знаете о сказках А. С. Пушкина, умеете объяснить значение старинных слов. Скажите, а чему вас научили эти сказки?

Дети: Долг платежом красен. Завистливый человек от зависти погибнет.

В: А теперь мне пора прощаться с вами. Но я хочу подарить вам на память подарки (раздает детям сувениры). До свидания, ребята! Мне понравилось у вас в гостях.

Воспитатель: Арина Родионовна, приходите к нам еще в гости.

Арина Родионовна уходит.

Воспитатель: Ребята. А вы помните, кто прислал нам письмо. Теперь мы с вами сможем написать ответное письмо ребятам в Африку. На следующем занятии придумаем вместе, какой можно им сделать подарок. А сейчас я приглашаю вас посмотреть сказку.

Публикации по теме:

Интегрированное итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе по творчеству А. С. Пушкина Цель: углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Задачи : - закрепить знания детей о сказках Пушкина, формировать умение.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет «В гостях у сказки» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке для детей 2-3 лет на тему: «В гостях у сказки. Составил воспитатель 1 младшей.

Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения.

Конспект НОД в подг. гр. по познавательному развитию. Игровая ситуация «Путешествие в математическую страну» Цель: закреплять знания детей о прямом и обратном порядковом счете, днях недели, составе числа и делении целого на части. Ход занятия:.

Конспект занятия по лексике и развитию связной речи «В гостях у сказки» в подготовительной группе детей с ОНР Цели: Коррекционно-образовательная: - обучать детей составлять рассказ по опорным картинкам; - обучать пересказу близко к тексту и по.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Русские сказки (драматизация сказки «теремок»). Чтение сказки» Петушок и бобовоеКонспект занятия по развитию речи на тему «Русские сказки (драматизация сказки «теремок»). Чтение сказки» Петушок и бобовое Конспект занятия по развитию речи на тему «Русские сказки (драматизация сказки «теремок»). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко"».

Настольная дидактическая игра по развитию речи для детей 2–3 лет сказки «Репка» и «Колобок»Настольная дидактическая игра по развитию речи для детей 2–3 лет сказки «Репка» и «Колобок» Настольная дидактическая игра (на развитие речи) для детей 2-3 лет сказки «Репка» и «Колобок» Татьяна Владимировна Мизева, Елена Николаевна.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 3 лет «Рассказывание сказки «Репка» Конспект занятия по развитию связной речи у детей 3 лет «Рассказывание сказки «Репка». Дидактическое упражнение «Что я делаю? Цель: помочь.

Конспект итогового занятия по развитию речи. Викторина «Что за прелесть эти сказки» (для детей 4–5 лет) Конспект итогового занятия по развитию речи с элементами грамоты. (Викторина) ТЕМА: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» Группа детей 4-5 лет «Золушка».

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «О Чем рассказывают нам сказки А. С. Пушкина» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 1 июня 2016 в 15:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 июля. День парашютиста России

26 июля 1930 года под Воронежем пять советских лётчиков и механиков впервые в СССР совершили серию тренировочных прыжков с самолёта, используя закупленные в США парашюты. 2 августа того же года были...

25 июля. День Магнита на МААМ

Загадочному и сильному магниту посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям, как действует магнит и заинтересовать их...


Горячие темочки