Юлия Шевченко
Конспект занятия по развитию речи «О Чем рассказывают нам сказки А. С. Пушкина» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Обучающая: закрепить знания детей о биографии А. С. Пушкина; уточнить знания детей о роли в его жизни и творчестве няни Арины Родионовны; учить детей объяснять, почему Пушкина называют «народным поэтом»; закрепить знания детей об устаревших словах; приобщать детей к богатству русского языка; обогатить словарь различными образными выражениями, красочными эпитетами; продолжать учить правильно отвечать на поставленные вопросы, полным предложением; упражнять детей в подборе рифм к различным словам; продолжать работу над активизацией словарного запаса; научить детей рассуждать о том, какие нравственные уроки можно вынести из сказок А. С. Пушкина.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „О Чем рассказывают нам сказки А, С, Пушкина“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Развивающая : развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина; развивать связную речь детей; развивать интерес к народному быту.
Воспитательная: воспитывать у детей интерес к поэзии А. С. Пушкина, любовь к сказкам; воспитывать любовь к родному языку.
Предварительная работа.
Чтение сказок А. С. Пушкина :
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Сказка о золотом петушке» и др.
Рассматривание иллюстраций по сказкам.
Рассматривание портретов А. С. Пушкина и его родителей.
Разучивание стихотворений А. С. Пушкина :
«Подруга дней моих суровых»
«Няня»
«Унылая пора.»
«Уж небо осенью дышало.» и др.
Беседы с детьми о биографии А. С. Пушкина, о его детстве, его семье.
Прослушивание сказок А. С. Пушкина в записи.
Посещение выставки в изостудии детского сада.
Экскурсия в детскую библиотеку № 147 Можайского р-на г. Москвы.
Рисование на тему «Сказочные герои» - по сказкам А. С. Пушкина.
Проведение дидактических игр: «Из какой мы сказки», «Добро и зло в сказках», «Расскажи сказку»
Словарная работа: невод, ветхая, корыто, гонец, землянка, ткачиха, поэт, богатырь, завистливая.
Ход занятия
Организационный момент: дети сидят полукругом за столами.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, мне повстречался почтальон. Он передал мне письмо для вас.
Воспитатель показывает письмо, читает адрес.
Воспитатель: Давайте посмотрим от кого это письмо:
«Куда: г. Москва, ул. Сколковское шоссе, дом 12.
Кому: Детский сад № 1303, подготовительная группа № 8
От кого: Африка, детский сад № 1, дети.»
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте дорогие друзья! Мы живем в Африке. Недавно к нам в гости приезжали ребята из одного детского сада из города Москва. Они рассказали нам о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине, читали его стихотворения. Но они были у нас в гостях недолго, и не все смогли нам рассказать об А. С. Пушкине. А девочка Катя рассказала, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи, но и сказки. Мы очень хотели бы, чтобы вы рассказали нам, что вы знаете о Пушкине и его сказках. Ждем ваш ответ с нетерпением. Спасибо вам большое!»
1 часть.
Воспитатель: Поможем ребятам из Африки? (Ответы детей) Давайте сначала вспомним, что мы с вами узнали об А. С. Пушкине на прошлых занятиях?
Воспитатель: Где родился А. С. Пушкин?
Дети: А. С. Пушкин родился в Москве.
Воспитатель: Кто мне скажет, большая семья была у Александра Сергеевича? Из кого она состояла?
Дети: Семья Пушкиных состояла из отца Сергея Львовича, мамы Надежды Осиповны, сестры Ольги и брата Левушки.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Что больше всего любил делать маленький Александр, чем любил заниматься?
Дети: Очень любил читать книги. Слушать сказки.
Воспитатель: А кто рассказывал ему сказки?
Дети: Его няня Арина Родионовна.
Воспитатель: Скажите, Арина Родионовна была грамотной или нет? Она умела читать, писать?
Дети: Сама писать не умела, ей писали под диктовку.
Воспитатель: Маленький Саша слушал сказки, которые рассказывала ему Арина Родионовна, и восхищался ими: «Что за прелесть эти сказки!». Ему нравились напевные выразительные, простые слова, которыми говорила его няня.
Помните, как А. С. Пушкин писал о своей няне :
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Как А. С. Пушкин называл свою няню?
Дети: Голубка, мамушка, «подруга дней моих суровых».
Воспитатель: Правильно: Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Воспитатель: Сказки и песни старой нянюшки словно успокаивали и утешали поэта в его жизненных невзгодах. Они прошли рядом всю его жизнь и оставили яркий след в его творчестве.
Когда Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту и выразительность русского языка, и поэтому писал свои произведения простым русским языком, который был понятен всем русским людям. Пушкина называют народным поэтом, как выдумаете, почему?
Дети: Потому что его сказки очень похожи на русские народные сказки. Его сказки были понятны всему народу: и бедным, и богатым, и взрослым, и детям. Все его произведения написаны русским языком.
2 часть.
Раздается стук в дверь. Входит Арина Родионовна.
Воспитатель: Здравствуйте детушки? Меня зовут Арина Родионовна. Я пришла к вам сегодня в гости не с пустыми руками, а с интересными заданиями и подарками. Хочу спросить вас, знаете ли вы сказки, батюшки моего, свет Александра Сергеевича?
Ответы детей.
Арина Родионовна: А я сейчас проверю. Я начну, а вы заканчивайте хором, сказку продолжайте.
Три девицы под окном
Пряли (поздно вечерком)
Стал он кликать (золотую рыбку)
Приплыла к нему рыбка, спросила…. («Чего тебе надобно, старче?»)
Месяц, месяц, мой…. (дружок)
Позолоченный….(рожок)
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка…. (золотого петушка)
С первого щелчка прыгнул поп до…. (потолка)
Со второго щелчка лишился поп (языка)
Арина Родионовна: Молодцы ребята. Вы знаете сказки моего Сашеньки?
Ответы детей.
Арина Родионовна: Ребята, а вы любите смотреть сказки? Для этого вам нужно будет справиться еще с некоторыми заданиями. Готовы?
1 задание – Дидактическая игра «Добро и зло в сказках А. С. Пушкина»
Воспитатель: Посмотрите, у меня на картинках лица людей. Одно лицо злое, другое – доброе. Так же и в сказках Пушкина есть добрые герои, есть злые. Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок А. С. Пушкина, вы должны отгадать, о каком герое я прочитала, и определить его характер, добрый или злой.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы. Все отгадали правильно. А сейчас я предлагаю всем отдохнуть.
Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем,
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Арина Родионовна: отдохнули, теперь слушайте внимательно следующее задание.
2 задание – Дидактическая игра: «Из какой мы сказки»
На доске с одной стороны – иллюстрации из сказок, а с другой – маленькие картинки с изображением предметов быта.
Арина Родионовна читает отрывок из сказки :
- «Старик ловил неводом рыбу…»
Что такое невод? Кто найдет картинку с изображением невода?
(Один ребенок находит картинку с изображением невода и прикрепляет около иллюстрации к сказке)
- «Не печалься, ступай себе с богом
Будет вам новое корыто…»
Для чего нужно корыто?
- «Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит…»
О ком говорится в этом отрывке? (О Балде)
О каком предмете старины упоминает автор? (О печи)
- «В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха»
- «И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили…»
Для чего нужны были бочки? (В них засаливали, хранили продукты)
- «Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук…»
Для чего нужен лук? (Для охоты на зверей)
- «В светлой горнице, кругом
Лавки, крытые ковром…»
Арина Родионовна: Ребята, какие вы молодцы. Мой Сашенька любил использовать старинные русские слова, когда писал сказки. Эти слова сейчас в речи людей вы не услышите.
Воспитатель: Арина Родионовна, наши ребята тоже знают несколько старинных слов и могут их объяснить, рассказать, что эти слова обозначают.
Арина Родионовна: Интересно послушать. Кто знает, что такое «землянка»?
Дети: Землянка – это жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.
Арина Родионовна: Для чего нужен «невод»?
Дети: Невод – это сеть для ловли рыбы.
Арина Родионовна: Что обозначает слово «ветхая»?
Дети: Ветхая – значит старая, разрушающаяся.
Арина Родионовна: Кто такой «гонец»?
Дети: Гонец – это человек, которого послали с известием.
Итог занятия.
Воспитатель: Арина Родионовна, Вам понравились ответы детей?
В: Молодцы. Вы много знаете о сказках А. С. Пушкина, умеете объяснить значение старинных слов. Скажите, а чему вас научили эти сказки?
Дети: Долг платежом красен. Завистливый человек от зависти погибнет.
В: А теперь мне пора прощаться с вами. Но я хочу подарить вам на память подарки (раздает детям сувениры). До свидания, ребята! Мне понравилось у вас в гостях.
Воспитатель: Арина Родионовна, приходите к нам еще в гости.
Арина Родионовна уходит.
Воспитатель: Ребята. А вы помните, кто прислал нам письмо. Теперь мы с вами сможем написать ответное письмо ребятам в Африку. На следующем занятии придумаем вместе, какой можно им сделать подарок. А сейчас я приглашаю вас посмотреть сказку.