Эльвира Холодова
Конструирование из бумаги в технике оригами как средство развития дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопросы развития способностей привлекают все больше внимания. Стало очевидным, что расширившееся поле знаний, которыми владеют современные дети, при обучении в школе не приносят желаемых результатов.
Следовательно, необходимо позаботиться о том, чтобы сформировать у ребенка активность в познании окружающего мира, решении познавательных задач, подготовить его к осознанному получению знаний.
По мнению З. В. Литвака, развитию творческих способностей дошкольников способствует художественно-творческий тип конструирования из природного материала и бумаги.
Публикация «Конструирование из бумаги в технике оригами как средство развития дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Оригами для детей
- Поделки из бумаги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слабовидящие дети испытывают сенсорную, эмоциональную и социальную депривацию.
Только использование комплексной системы медико – психолого – педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта даёт возможность детям с нарушением зрения достичь высокого уровня развития. В этом случае преодолевается негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так и интеллектуальной и эмоциональной сфер личности слабовидящего ребенка.
В своей работе воспитателя в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением зрения я стараюсь использовать такие методы и приёмы, которые способствовали бы не только всестороннему развитию детей, но служили бы корригирующим основной дефект средством.
Оригами, как одна из техник конструирования из бумаги, будет, по моему мнению, ценным помощником педагогам в работе по данным направлениям, так как: во-первых, для дошкольников характерно желание творить, а также стремление к получению быстрого результата; во-вторых, оригами обладает огромным развивающим эффектом.
Оригами – это сложение различных фигур из бумаги. Простейшие способы конструирования поделок в технике оригами основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикале, по горизонтали, по диагонали и последовательном сгибании бумаги в разных направлениях и т. п.
Развивающий потенциал оригами высок. Процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих образовательных и развивающих задач.
Превращение листа бумаги в игрушку, дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что параллельно учатся находить вертикаль, горизонталь диагональ квадрата, делят целое на части, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги.
В процессе целенаправленного обучения конструированию из бумаги дети учатся анализировать, сравнивать, соотносить, развивается умение самостоятельно находить способы решения задач и пользоваться ими при построении собственной деятельности.
Кроме того, занятия оригами способствуют и развитию психических процессов, таких как внимание, память, мышление и воображение.
Без внимания, особенно зрительного, невозможно сложить изделие; ведь в оригами нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность, четко следовать образцу. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении и показе педагога.
На занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов, способы и последовательность выполнения приемов, так как в оригами все взаимосвязано.
Из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у них появляется желание создавать что-то свое, новое, т. е. у них развивается воображение.
Помимо всего выше сказанного, у ребенка в процессе конструирования воспитываются волевые качества: желание довести дело до конца, стремление выполнить поставленную задачу, настойчивость, аккуратность.
Таким образом, конструирование из бумаги развивает у детей пространственное мышление, наблюдательность, восприятие цвета, формы, величины, количества, творческие и логические способности, что в свою очередь в значительной мере способствует подготовке детей к школьному обучению.
Ведущий способ при изучении геометрических понятий – это моделирование. Для ребенка дошкольного возраста оптимальным является вещественное моделирование – конструирование. В данном случае из бумаги в технике оригами. Эта моделирующая конструктивная деятельность позволяет построить наглядную, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого понятия или отношения. Моделирование помогает воплотить абстрактные геометрические понятия в форму, воспринимаемую сенсорикой ребенка.
Наличие первичного дефекта (нарушение зрения) оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития детей. Имеющиеся отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредования, в частности – вербализации, искажению познания окружающего мира.
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития детей в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Для решения этой задачи в нашем детском саду для детей с нарушением зрения весь образовательный процесс построен так, что он представляет собой систему интегрированных, комплексных и взаимодополняющих образовательных и коррекционных мероприятий, удовлетворяющих особые потребности детей с нарушением зрения.
Оригами как раз и является одним из многофункциональных методов развития детей с нарушением зрения.
У дошкольников с нарушением зрения наблюдается низкий уровень координации движений рук, моторики кисти и пальцев, навыков ориентировки в микропространстве. Оригами способствует компенсации этих отклонений, т. е. коррекции сенсорной депривации.
Для детей с нарушение зрения техника оригами выступает как дополнительный метод развития зрительных функций, прослеживающих функций глаз, зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительного сосредоточения на воспринимаемом объекте, а так же развития ориентировки в микропространстве, навыков анализа и синтеза зрительных образов.
Выполняя поделки из бумаги разной формы, цвета и размера, у детей развивается восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственного расположения предметов.
В процессе изготовления поделок в технике оригами детьми старшего дошкольного возраста решаем следующие программные коррекционные задачи:
• целенаправленно формировать у детей представлений о зрительных сенсорных эталонах,
• развивать предметность восприятия, способов обследования предметов окружающего мира и на этой основе создание целостных представлений о предметном мире,
• учить различать основные цвета и оттенки,
• продолжать развивать тонкую зрительную дифференцировку при восприятии цветов и оттенков в большом пространстве.
• учить дополнять знакомую форму недостающей частью,
• учить узнавать предмет в неполном предметно-силуэтном изображении,
• учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации.
Методика обучения технике оригами детей с нарушением зрения такая же, как и нормальновидящих и строится на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления конкретной игрушки. Занятия по конструированию из бумаги строятся с учетом зрительных диагнозов и возможностей детей, а также специфики организации учебной деятельности с детьми с нарушением зрения.
На каждом занятие проводится комплекс упражнений зрительной гимнастики, для снятия зрительного напряжения и утомления с глаз. Часто гимнастика проходит со стихотворным сопровождением соответствующим теме занятия. Обязательно используем физкультминутки, так как поза при конструировании статична, и дети быстро утомляются.
Прежде чем приступить к изготовлению игрушек, отрабатываем с детьми самые простые приемы складывания квадрата. В первую очередь учим детей аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.
Основные упражнения:
- сложить квадрат по диагониали,
- сложить квадрат пополам,
- найти центр квадрата, складывая его по диагонали,
- найти центр квадрата, складывая его по полам,
- загнуть углы квадрата к центру и др.
Способы конструирования базовых фигур отраба ываем с детьми вне конкретного занятия, чаще индивидуально, а затем используем как основу для изготовления ряда поделок.
Например: «Воздушный змей» базовая фигура для изготовления фигурок «Щенок», «Гусь», «Уточка», «Лебедь», «Скворец» и т. д.
Затем детям дается возможность самостоятельно применить усложненные способы для новых поделок. Благодаря этому у детей вырабатывалась способность конструировать самостоятельно и творчески.
Практика показала, что с особым интересом дети относятся к играм-сказкам, которые строятся на образном восприятии и обыгрывании каждого промежуточного этапа изготовления изделия.
Наряду со сказками на занятиях по конструированию из бумаги используются стихотворения, иллюстрирующие получившуюся поделку.
Лиса.
Я хитрая лиса –
Леса темного краса.
По полянке пробегу,
Зайца в елках стерегу,
Хоть и белый ты зимой,
Не удрать тебе, косой.
Ракета.
Я, по честному скажу,
Без работы не сижу.
Я ракету из бумаги
В две минуты смастерю,
Ну а если захочу,
На Луну я полечу.
При знакомстве с техникой оригами, чтобы объяснение было более доходчивым, приводятся ассоциации: сказочные отступления, сходство получаемых фигур с реальными предметами («Дверь», «Дом», «Катамаран», «Воздушный змей» и т. п.) К тому же, при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответы на вопросы: «Зачем? Как? Почему?» и т. е. мыслить, размышлять.
Готовые поделки широко используем в других видах детской деятельности, особенно игровой. С помощью бумажных фигурок показываем театрализованные представления, инсценируем знакомые стихи и песенки. Сложенные из бумаги мебель, транспорт, домики используем как атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Из всего выше сказанного видно, что использование многофункциональных методов и техник обучения, таких как оригами, способствует всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе занятий по конструированию в технике оригами создаются благоприятные условия для развития неполноценной зрительной системы детей, повышается эффективность преодоления патологий зрения, и осуществляется комплексное воздействие на общее развитие детей с нарушением зрения. А также создаются условия для формирования учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.