Алевтина Кичеева
Конструирование в старших группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ
«Детский сад № 421»
г. Нижний Новгород
«Конструирование
детского сада»
Выполнила: воспитатель 1 категории
Кичеева Алевтина Владимировна
Конструирование в старших группах детского сада
Публикация «Конструирование в старших группах детского сада» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает проектирование современного образовательного пространства на основе принципа культуросообразности. Подобный переход принципиально изменяет содержание образовательного процесса, в котором возможно: содействие трансляции культуры, передача детям опыта предшествующих поколений, «вооружение» их культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать; содействие эффективному взаимодействию и сотрудничеству детей с другими людьми.
Детское конструирование – подлинно интегрированная деятельность, основанная на глубокой взаимосвязи познания, художественного творчества, игры, общения, экспериментирования, исследования, настоящих поисков и открытия.
Детское конструирование – это целенаправленный процесс создания различных фигурок, сооружений, композиций на основе выявления взаимосвязей между элементами (частями) конструкции и выбором адекватного способа их соединения в осмысленное целое.
Цель занятий конструированием – воспитание у детей культуры познания и созидания, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру (природному, предметному, социальному, расширение опыта творческой деятельности по обустройству предметно-пространственной среды в различных масштабах - игровом, детском, взрослом.
Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка, способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Процесс создания построек тесно связан с игрой — дети сооружают постройки (домик для куклы, гараж для машинки и т. п.) и играют с ними, неоднократно их перестраивая по ходу игры.
В конструктивной деятельности выделяются два этапа: процесс создания замысла и процесс его исполнения.
Первый этап — обдумывание предстоящей деятельности: представление конечной цели — конструкции, выбор способов достижения этой цели, планирование последовательности практических действий. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Важнейшая особенность конструктивной деятельности : сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий.
Существует несколько форм конструирования.
Конструирование по образцу. Детям предлагают образцы построек и, как правило, способы их воспроизведения. В данной форме обучения конструированию обеспечивается в основном прямая передача детям готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т. п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Такой анализ способствует, кроме всего, и выявлению существенных отношений и зависимостей между частями, усвоению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность. Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки. Можно также предложить воспроизвести образец определенной конструкции, давая детям строительный материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися. Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным подготовительным этапом, обеспечивающим переход к самостоятельной поисковой деятельности.
Конструирование по замыслу по сравнению с рассмотренной выше формой обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет строить. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников, так как их замыслы неустойчивы (часто меняются в процессе конструктивной деятельности). Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети, во-первых, должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте и, во-вторых, уметь ставить перед собой цель и искать способы ее достижения. Эти знания и умения формируются в процессе овладения другими формами конструирования — по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь обеспечивает возможности самостоятельного и творческого использования знаний и умений, полученных ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений.
Конструирование по теме организуется следующим образом. Детям предлагают общую тематику построек, и они сами создают конкретные замыслы (конструкции определенного здания, машины и т. д., выбирают способы их выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений.
Конструирование по условиям. Не давая образца постройки и способов ее возведения детям задают лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер. В процессе конструирования по условиям у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. В результате они легко и прочно усваивают зависимость конструкции от ее практического назначения. Следует отметить, что данная форма конструирования требует определенной специальной подготовки детей, прежде всего в ходе конструирования по образцу. Только при этом условии она является доступной и эффективной для умственного воспитания детей с 3 до 7 лет.
Каждая из рассмотренных форм конструирования оказывает развивающее влияние на те или иные стороны мыслительной деятельности, и наибольший эффект в умственном воспитании детей в процессе конструирования может быть получен только при правильном их сочетании.
Одним из важнейших условий успешного осуществления любой формы конструирования является формирование у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах, которые выступают как определенная система знаний. Например, все мосты имеют такие общие части, как опоры, проезжая часть, перила и т. д., но в зависимости от практического использования мостов (пешеходный, транспортный, железно-дорожный и т. п.) эти части могут существенно отличаться друг от друга по форме, размерам, расположению. В связи с этим каждая предлагаемая детям тема должна быть представлена серией постепенно усложняющихся конструкций одного и того же объекта (дома, мосты, горки, которые дети осваивают на занятиях в разных формах конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу). Каждой теме необходимо посвятить несколько занятий, идущих друг за другом, на которых дети осваивают варианты конструкции одного и того же объекта.
Большое значение придается сравнению однородных образцов построек, выделению в них общего и различного, ибо формирование умения анализировать сходные (близкие) объекты способствует развитию у детей процесса дифференциации сходных элементов. Все основные конструкции задаются в строгой последовательности, чтобы работа над одной из них подготавливала к выполнению следующей. .
Эффективность обучения конструированию обеспечивается при условии предварительной подготовки детей
В возрасте 5-6 лет у ребенка становится более устойчивым произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребенок удовлетворяет потребность в деловом общении.
У детей шестого года жизни интерес к конструированию, конструктивным играм не угасает. Наоборот, он становится более устойчивым и глубоким. Некоторые технические умения и навыки в работе со строительными наборами и с бумагой у них есть, игрушки они сумеют сделать самостоятельно, если есть материал (полоски бумаги, геометрические формы и т. д., и воспитатель будет содействовать в осуществлении их конструктивных замыслов.
В конструкциях, изготовленных ребёнком, отражается широкий круг его представлений об окружающем, полученных из непосредственных наблюдений, из обширной информации через телевидение, кино, из книг и рассказов взрослых. В определении собственного замысла и развитии сюжета отмечается большая самостоятельность.
Ребенок начинает понимать позицию партнера, учитывать его настроение, желания. Дети делятся друг с другом своими знаниями, умениями, мыслями, опытом. У них проявляется огромный интерес к познанию, к получению новой информации. Возрастает интерес ребят к конструированию и ручному труду; эта деятельность становится более содержательной. Дети сознательно стремятся овладеть способами конструирования, экспериментируют, запоминают. Дети уже способны разбираться в планах, схемах; самостоятельно делать зарисовки будущих построек, поделок. Они критически относятся к своей деятельности и к деятельности других.
Более повышенные требования воспитателя к работе детей усиливает их интерес и потребность к приобретению умений, знаний. Дети способны проявлять старание и упорство, сознательно и настойчиво овладевать новыми способами работы, умением проверять качество выполнения тех или иных действий понимать, что в оценку работы входит темп изготовления, правильное последовательное выполнение всех действий.
В данном возрасте конструирование уже не слито с игрой, а является отдельной деятельностью. Обыгрывание постройки ребенком – это не что иное, как возможность проверить качество постройки, ее функциональность. Однако после создания конструкций дети могут организовать с ними сюжетноролевые игры. Ребенок 5–6 лет начинает проявлять себя как конструктор, дизайнер: он анализирует, планирует, придумывает оформление, экспериментирует, выражает суждения, находит причины удачных и неудачных решений и пр. Дети этого возраста обычно более объективно оценивают не свои, а чужие постройки, поэтому важно показать им, по каким параметрам проводится оценка: отмечаются прочность, устойчивость, аккуратность, фантазия, оригинальность решений, изобретательность. Важно учить детей высказывать советы, предложения в мягкой форме, относиться с пониманием и вниманием к сверстникам.
Программа конструирования в этой возрастной группе ставит задачи продолжать обучение детей умению рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки и игрушки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки. Продолжать обучение детей умению коллективно выполнять задания.
В процессе конструирования из строительных материалов дети приобретают новые умения: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий.
Детей знакомят с новыми деталями, их свойствами. Они узнают, что пластины бывают не только длинные и короткие, широкие и узкие, но и квадратные, треугольные; раскрывается принцип замены одних деталей другими.
В старшей группе чаще, чем в средней, используют конструирование по условиям. Надо предлагать детям такие условия, которые требуют решения несложных конструктивных задач. Например, какие детали можно использовать для стен, как построить домик, чтобы в нём разместились две куклы, гараж для двух или трёх машин и т. п. для детей старшей группы эти задачи элементарны, но важно, чтобы они задумывались над конструкцией, научились решать их самостоятельно.
Для повышения интереса ребят к конструированию и создания эмоционального настроя следует использовать загадки, песенки, стихотворные строки. Например, рассматривая с детьми самолеты, вертолеты (пассажирские, спортивные, военные, космические летательные аппараты, ракеты, космические станции, можно обобщить:
Просто замечательная
Техника летательная!
Мчатся самолеты,
Их ведут пилоты.
Далеко от Земли
Космические корабли.
Космонавты в них живут,
Нам привет с орбиты шлют.
В беседе о кораблях, судах разного назначения можно использовать такие строки:
Бороздят моря и океаны
Разные суда и корабли.
Их встречают города и страны,
Шлют приветы от родной земли.
Пароход построим вместе.
Ну, плыви, не стой на месте!
Ты красивый и гудящий,
Ну, совсем как настоящий!
Перед тем как рассматривать с детьми иллюстрации с изображением разных тракторов ( с прицепами: тележками, санями, волокушами, с ковшами и другими землеройными устройствами и пр., можно загадать загадку: Кони стальные Овса не просят. А пашут и косят, Таскают и возят, Роют, копают, Всем помогают. (Тракторы) Интерес к конструированию поддерживается у детей и за счет расширения их представлений, удовлетворяющих потребность к познанию нового. Чем старше дети, тем шире их представления о конструируемых объектах, тем сложнее постройки и интереснее игры с ними. Например, дошкольники постепенно узнают, что бывают суда пассажирские, грузовые и специального назначения (научно-исследовательские, ремонтные, кабелеукладчики, нефтедобывающие и др., что военные суда называют кораблями. Узнают об истории кораблестроения, о разных видах двигателей судов (пароходы, теплоходы); о том, что скорость и маневренность судна зависит от его формы и мощности двигателя (подводная лодка передвигается быстро, а баржа едва разворачивается). Уточняются представления детей о назначении судов (лесовозы, нефтеналивные, железнодорожные паромы, пассажирские (двух-, трехпалубные и пр., контейнеровозы, сухогрузы, вертолетоносцы, крейсеры и пр.). Дети рисуют корабли, суда разного назначения, учитывая особенности их строения: со специальными надстройками на палубах, с грузовыми кранами, с орудиями, с аппаратами для исследований и пр., а потом строят их из разных конструкторских материалов.
В старшей группе можно предложить такие темы для конструирования : «Мосты», «Роботы», «Дома», «Грузовые машины», «Самолёты, ракеты», «Корабли», «Гаражи», «Горки».
Каждая тема должна быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями. Но это усложнение может задаваться не через образцы, предлагаемые воспитателем, а опосредованно, через изменение и усложнение условий, которым должен соответствовать объект.
При прохождении каждой новой темы только на первом занятии дается образец, в результате освоения которого дети получают знания и умения, необходимые для самостоятельного выполнения последующих задач. На последующих занятиях воспитатель задает детям только условия, которым должна соответствовать их постройка. Эти условия отражают зависимость конструкции от ее практического назначения. Условия могут быть выражены не только словесно (как во второй младшей и средней группах, но и через предмет, поскольку дети уже научились выделять пространственные характеристики предметов (высоту, длину, ширину).
По теме «Грузовые машины» можно предложить на втором занятии видоизменить образец — построить три варианта конструкций машин для определенных грузов; на третьем — построить машину для перевозки мебели (мебель изготовлена детьми из спичечных коробков). По теме «Горки» предлагается: 1) перестроить горку так, чтобы машинка съезжала медленнее (или быстрее, чем с горки-образца; 2) построить горку с двумя скатами, по одному из которых машинка будет съезжать медленно, а по другому — быстро.
Учет практического назначения конструкций предполагает воспроизведение детьми не только общего внешнего вида постройки, но и соответствия размеров, форм, расположения ее основных частей. Они должны прежде всего выделить те основные части, которые целесообразно будет видоизменять в каждом случае, и решить, как они будут это делать. При выполнении конструктивных заданий по теме «Горки» необходимо установить зависимость скорости движения машинки от высоты горки.
Постановка такого рода задач значительно активизирует мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельность. В результате их решения формируются обобщенные способы анализа условий задач и их соотнесения с конечной целью, что обеспечивает четкое и целенаправленное построение детьми своей практической деятельности.
Теме «Мосты» необходимо посвятить несколько последовательных занятий. На первом занятии предлагается образец пешеходного моста и дается задание построить такой же мост через реку определенной ширины («река» — лист синей бумаги). На втором занятии дети строят мост через реку, по которой ходит водный транспорт (поэтому мост должен быть определенной высоты). На третьем — строят мост через реку определенной ширины для пешеходов и транспорта и т. д.
В результате учета последовательно возрастающего количества условий, касающихся одного и того же объекта, дети учатся анализировать эти условия, соотносить их свойства со свойствами постройки (высоту моста с высотой мачт катера, длину моста с шириной реки и т. д.) и на этой основе планировать свою практическую деятельность.
Полученный опыт положительно сказывается на деятельности детей при освоении следующей темы — «Здания». Они могут самостоятельно строить здания различных назначений (жилой дом с балконом, мебельный магазин, детский сад) с учетом определенных условий, задаваемых воспитателем.
В результате такого обучения дети оказываются способными конструировать по собственному замыслу, могут сами определять условия, которым должна соответствовать их постройка.
Конструирование по теме «Грузовые машины»
Перед началом обучения конструированию по теме «Грузовые машины» необходимо провести ознакомление детей с разными видами грузового транспорта: рассмотреть картины, фотографии с изображением грузовых машин, провести экскурсию по близлежащей улице, во время которой понаблюдать грузовой транспорт. Необходимо помочь детям установить зависимость конструкции каждой грузовой машины от ее практического назначения (например, машина для перевозки стройматериалов имеет длинный кузов и иногда прицеп, а машины для перевозки мебели, телевизоров, холодильников имеют более короткий кузов, но высокий и обязательно крытый и т. п., выделить общие части: кабину, кузов, раму, колеса, фары. При этом важно уточнить функциональное назначение этих частей.
На первом занятии предлагается образец постройки, который анализируется детьми под руководством воспитателя по следующей схеме:
1. Рассматривание объекта в целом.
2. Установление его практического назначения.
3. Выделение основных частей.
4. Определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом.
5. Установление пространственного расположения этих частей.
6. Выделение деталей, составляющих основные части.
7. Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.
Данная схема обследования направлена не только на выделение структуры объекта (как это было в младшем возрасте, но и на установление ее зависимости от практического назначения объекта.
При анализе образца машины дети в основном легко узнают знакомые части и правильно называют их. Но название такой части, как рама, может вызвать затруднение; эту часть называет сам воспитатель, обращая внимание на то, что она сделана из фанерной дощечки.
Затем детям предлагается построить такую же машину, предварительно рассказав, как они будут строить. Поскольку этапы обследования образца соответствуют последовательности будущего процесса конструирования, дети оказываются способными спланировать свою деятельность и передать это в своих рассказах.
На втором занятии воспитатель предлагает детям вспомнить конструкцию машины, которую они строили по образцу, и рассказать о ней. По памяти они называют основные части, детали. Ответы уточняются и направляются вопросами воспитателя: «А из чего была сделана рама? Как при этом располагались кирпичики — горизонтально или вертикально?» И т. п. После этого показывается заранее изготовленная воспитателем конструкция и дети убеждаются в правильности или неправильности своих ответов. Затем предлагается построить машину такой же конструкции для перевозки определенного груза. В качестве груза можно дать бумажные коробочки разных форм и размеров: одним детям — коробочки прямоугольной формы, длина которых больше длины кузова машины образца, другим — коробочки квадратной формы, третьим — коробочки той и другой формы и т. д.
При выполнении этого задания дети предварительно обследуют как груз (коробочки, так и строительный материал. Особое внимание уделяется выбору дощечки (рамы, так как от ее размера зависит размер кузова. Многие практически соизмеряют раму и груз. В результате все дети, как правило, успешно справляются с заданием — сохраняют принцип заданной конструкции, но дают разные ее варианты.
На следующем занятии детям можно предложить построить машину собственной конструкции для перевозки мебели. При этом предлагается мебель, сделанная заранее из спичечных коробков: одни получают диван, стол, другие — стулья и стол и т. д. Машины, построенные детьми, отличаются друг от друга общей конфигурацией — одна машина более длинная, другая — более высокая. Но все они должны соответствовать заданным условиям (иметь крытый кузов, в котором размещалась бы определенная мебель). В процессе выполнения задания воспитатель следит за своевременностью контроля детей за своими действиями (они должны соизмерять зависимые друг от друга предметы в процессе деятельности, а не после того, как постройка уже выполнена). Оригинальные постройки должны быть отмечены.
Список литературы:
Кайе В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Лиштван З. В. Конструирование : Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1981.