Горбунова Надежда
Конструктор образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе содержания В. Сутеев «Под грибом»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4 ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
СОСТАВИЛА ГОРБУНОВА Н. Н.
Ценность : Доброта, дружба. взаимовыручка,отзывчивость
Тема: _сказка Сутеев «Под грибом«»
Цель: Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, отзывчивость, наблюдательность.
Публикация «Конструктор образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе содержания В, Сутеев „Под грибом“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конструирование, поделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Сутеев В.Г.
- «Под грибом» по мотивам сказки В. Г. Сутееева
- «Под грибом». Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные задачи :
Воспитательные: воспитывать у детей нравственные качества: отзывчивость, доброту, учить сопереживать героям сказки; испытывать радость, положительные эмоции от совместной деятельности,формировать интерес к сказкам.
Обучающие:закрепить умение детей называть героев ;развивать речевое общение с взрослым, умение имитировать движения животных; формировать умение применять полученные навыки в процессе деятельности (конструктивная деятельность)
Развивающие: развивать мыслительные операции, воображение, память, развивать у детей творческие способности, конструктивные навыки и умения.
Материалы:_мультимедийное оборудование, презентация с музыкальным сопровождением, строительные наборы (деревянный конструктор, наборы геометрических фигур, наборы животных – героев сказки
Планируемые результаты: _Дети правильно называют героев сказки, имеют понимание о содержании сказки, умеют слушать взрослого, отвечают на вопросы, сопереживают героям сказки, применяют полученные навыки в процессе деятельности.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действий педагога Действия детей Планируемый результат
Организация на совместную деятельность «Круг» Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой
Приветствуют друг друга Дети настроены на общение
Актуализация знаний детей
К нам в гости сегодня пришел,необычный гость и вы с ним хорошо знакомы (Привлекает внимание детей) Отгадайте загадку и поймете, кто сегодня у нас в гостях. Загадывает загадку:
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло
(ГРИБ)
Рассматривание иллюстрации.
Как вы думаете, из какой сказки гриб?
Ребята,грибочек предлагает вспомнить вам сказку «ПОД ГРИБОМ»» и её героев. Если вы отгадаете загадки, то все герои сказки появятся на лесной опушке.
Загадывает загадки
: На вид, конечно, мелковаты, Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята Вся жизнь их связана с трудом.
(муравей)
Не птица,а с крыльями,
Не пчела,а летает.
Яркая, нарядная
Над цветами порхает.
(Бабочка)
• Маленький удаленький,
в серой шубке летает -
по дворам крохи собирает. (Воробей)
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (Зайчик - побегайчик)
Как зайчик прибежал к теремку? (Побуждает выполнять движения)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса! А зовут её… (Лисичка - сестричка)
Как лисичка хвостом заметала следы? (Побуждает выполнять движения)
Отгадывают загадку, эмоционально радуются грибу.
Отгадывают загадки.
Дети имитируют движения, повадки животных под музыкальное сопровождение.
Проявляют интерес к персонажам сказки.
Получение в процессе игры положительных эмоций. Обеспечена потребность детей в движении.
Знакомство с ценностью.
Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)
Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). Кто первый пришёл под грибок? Всех пускали под грибок? А вы помогаете друг другу? Эта сказка учит,что нужно дружить и помогать друг другу.
Чем закончилась сказка? Что могло бы случиться, если бы не пустили зайку под грибок? А как все звери поместились под грибок? А кто в сказке оказался наблюдательным? Отвечают на вопросы воспитателя.
Выражают собственные мысли.
Вызвать у детей эмоциональный отклик.
Игровая ситуация Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).
Рассматривание иллюстрациина слайде Эмоционально реагируют на картинки
Дети высказывают предположения.
Работа с «Моделью трех вопросов» : Что мы знаем? Что хотим узнать?
Представление новой информации • Интересно, если поидет дождик,куда могут спрятаться еще звери? Как вы думаете? А где живет воробей? А мышка? А лиса? Как называются их жилища? Выражают собственные мысли.
Умение подбирать необходимые материалы для работы.
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)
Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности ( типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);
групповое/ индивидуальное обсуждение • А какой должен быть грибок, что бы в нём поместились все? Давайте нарисуем большой грибочек. А как мы будем вместе работать? Дружно, сообща. Можно жадничать? Будете помогать друг другу?
Ведут диалог с воспитателем, отвечают на вопросы.
Идут вместе рисовать полянку с грибами.
С помощью строительного материала собирают дом для зверей.
Умение делать вывод и его аргументировать.
Умение слушать, выполнять выбранные правила.
Проявляют творческие способности, положительно относится к другим детям.
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познаниев контексте решения ценностных задач).
Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.
Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.
Технологические компоненты деятельности Центр
активности Содержание
деятельности
(конкретная задача, культурно-смысловой контекст) Презентация деятельности в центрах активности Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности Результат,
продукт
деятельности
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).
Презентация центров активности (педагогом/ребенком).
«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности Центр рисования Учить рисовать простые рисунки, развивать фантазию, воображение, воспитывать отзывчивость, дружеские отношения между детьми. Строительная игра «Такие разные грибочки» Настенный театр из фетра, фигурки зверей Коллективное рисование грибочков
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действия педагога Действия детей Планируемый
результат
Рефлексивная ситуация Рассматривание иллюстрациина слайде:Ребята, мы помогли героям сказки? Что мы сделали? Делятся впечатлениями.
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности, культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать) Какой грибочек у нас получился? Вам нравится? Нашим героям он очень понравился! А давайте и лису пригласим?? Вы работали дружно и научим зверей дружить!
Вот по сказке мы гуляли.
И, конечно же, устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше в сказку мы пойдём. Выражают собственные чувства к проделанной работе. Умение выражать чувства.
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)
Чем могут заниматься звери в лесу? Что они там будут делать? Чем вы дома обычно занимаетесь, что делаете? Планируют самостоятельную (совместную) деятельность;
высказывают эмоциональный отклик.
Заинтересованность.
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность
Насыщение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы с ориентацией на ценности и смыслы выбранного литературного произведения.
Внести:
Центр познания: Иллюстрации с изображением животных, насекомых и птиц разнообразных грибов. Иллюстрации природных явлении.
Центр книги: книги со сказкой В. Сутеев «Под грибом» с иллюстрациями различных художников – иллюстраторов, мнемотаблицы.
Центр игры: Лото «Жители лесов» Д/и «Сьедобное –не сьедобное», строительный материл, фигурки зверей, наборы инструментов, атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Путешествие в сказку»».
Центр искусства (изобразительная деятельность) : Трафареты с животными, раскраски по данной тематике, карандаши, мелки, листы бумаги разной формы, пластилин, вырезки из журналов «Какие разные дома» для создания коллажа, рисунки детей на тему «На лесной полянке».
Центр безопасности и здоровья: Плакат «Правила безопасности», «Мы друзья!» (не драться, здороваться, не отбирать игрушки у других детей и т. д.).
Центр математики: «Кто большой и маленький» «Кому какой домик», игры на плоскостное моделирование и др.
Центр искусства (театрализованная деятельность) : Костюмы зверей, кукольный, настольный, пальчиковый театр, ширма.
Двигательный центр: Маски животных, атрибуты для игровой технологии (мячи, клубочки и т. д.).