Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Метод наблюдения при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка в ДОУ»

Наталья Головач
Консультация для воспитателей «Метод наблюдения при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка в ДОУ»

Всестороннее развитие ребенка начинается с ранних лет жизни, и большая роль в этом принадлежит детским садам — первому звену в системе образования.

Цель дошкольного образования по ФГОС - создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей. Все это в значительной мере облегчит ребенку безболезненный переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к дальнейшему познанию в условиях школьного обучения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Метод наблюдения при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка в ДОУ“» размещена в разделах

Каждый период дошкольного детства имеет свои особенности психического и физического развития, а каждый ребенок свои индивидуальные особенности.

Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка : он продолжается с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность проявляется в постоянной готовности к деятельности.

Особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.

На основе наглядно-действенного мышления К 4-м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Речь становится связной.

Преобладает воссоздающее воображение.

Память носят непроизвольный характер и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познания – экспериментирование, конструирование.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Особенности развития детей 4-5 лет

Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка. Начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Главный вопрос ребенка данного возраста «Почему?"

Мышление – наглядно-образное.

Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память носят непроизвольный характер. Активно развивается фантазирование.

Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.

Игровая деятельность носит коллективный характер.

Особенности развития детей 5-6 лет

В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который пополняется.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.

Начинается формироваться образно-схематическое мышление, развивается целенаправленного запоминания.

Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок знает что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же может оценить не только чужое, но и свое поведение.

Сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание.

Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка.

На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.

Происходит развитие внутренней речи.

Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник и партнер по деятельности.

К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них также появляются игры – только для мальчиков и только для девочек.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает формироваться учебная деятельность.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, обмениваться впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты. Возникает дружба между детьми.

С течением времени ребенок становится все более самостоятельным.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие деятельности.

Самый главный результат этого периода – это готовность детей к обучению в школе.

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольной организации проводятся педагогические диагностики, различные виды наблюдений. Наиболее доступным и распространенным методом педагогической диагностики является наблюдение.

Наблюдение как метод, характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. В ходе наблюдений за детьми оцениваются все стороны их психофизического развития.

Педагогическое наблюдение – метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных о ребенке. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения и наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

К достоинствам метода наблюдения относятся :

- наблюдение реального педагогического процесса;

- регистрация событий в момент их протекания;

- независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

К слабым сторонам метода можно отнести :

- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

- ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

- пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.

Наблюдение как метод познания должно удовлетворять требованиям, важнейшими из которых являются:

1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) систематичность.

Для педагога метод наблюдения очень важен в процессе диагностики при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка.

Основные требования к методу наблюдения :

1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

2. Наблюдение должно проходить по разработанному плану. Результаты подробно фиксируются.

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

5. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Разрабатывается схема наблюдения, результаты фиксируются в таблицу. Проводится анализ полученных результатов педагогами, разрабатываются «Индивидуальный образовательный маршрут» для коррекционной работы по улучшению результатов в исследуемом вопросе. Наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и взаимодействия с родителями. Бланк образовательного маршрута представлен в формате А-4 и имеет следующую структуру:

• ФИО ребенка

• Возраст ребенка

• Дата

• Основные достижения за предыдущий год

• Задачи развития

• Стратегии (в группе и дома)

• Подпись родителей.

Индивидуальный образовательный маршрут охватывает актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении необходимо заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамику развития детей по образовательным областям. В конце года педагогам групп,используя такую форму работы, легче будет отследить результаты работы с детьми. Ответить на вопросы:

В какой области дети продвинулись в наибольшей степени?

В какой области дети продвинулись в наименьшей степени?

Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?

Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена узкими специалистами.

Литература:

1. Выготский Л. С. Психология. -М. :Эсмо-Пресс,2000.

2. Педагогичесое наблюдение как метод мониторинга а дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. – СПб. : ДЕТСТВО –ПРЕСС,2013.

3. Свирская Л. В. Методика ведения педагогических наблюдений. - СПб. - М. : ЛИНКА –Пресс,2010.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «От качества условий к качеству образовательных результатов» Проблема перехода от качества условий к качеству образовательных результатов актуальна для системы дошкольного образования в связи с внедрением.

Диагностический лист промежуточных результатов освоения программы в средней группе (в помощь воспитателю) Диагностический лист промежуточных результатов освоения программы в средней группе (в начале учебного года). Фамилия, имя ребенка Возраст.

Консультация для воспитателей ДОУ «Проектный метод в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста» Проектный метод в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только.

Консультация для воспитателей «Метод музыкального движения» Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 111» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Консультация для воспитателей «Пластилинография, как метод развития творческой личности»Консультация для воспитателей «Пластилинография, как метод развития творческой личности» Пластилинография– это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.

Консультация для воспитателей «Метод «подарков» в воспитании эмпатии у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период формируется личность ребенка, происходит.

«Психолого-педагогический подход к оценке степени готовности ребенка к школе». В помощь педагогам-психологам (статья написана в соавторстве воспитателей Михеенковой Ж. В. и Кузнецовой Л. А.) В настоящее время в связи с усложнением школьной программы.

Консультация для воспитателей «Работа с песком, водой, крупой как эффективный метод развития мелкой моторики» Тема: работа с песком водой, крупами, как эффективный метод развития мелкой моторики. Актуальность: развитие мелкой моторики посредством.

Консультация «Сказкотерапия как метод развития личности ребенка» № слайда Текст к слайду Слайд 1. Сказкотерапия как метод развития личности ребенка Сказкотерапия - это способ воспитания у ребенка особого.

Консультация для воспитателей «Значение искусства для эстетического развития ребенка и формирование творческой личности» Особая роль в эстетическом воспитании детей отводиться искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Метод наблюдения при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка в ДОУ»
Опубликовано: 16 февраля 2016 в 11:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД