Лучший педагог года

Актуальность развития речи дошкольников

Светлана Зонова
Актуальность развития речи дошкольников

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОНСУЛЬТАЦИЯ)

Связная речь – это умение

- развернуто,

- последовательно,

- полно,

- связно,

- грамматически правильно,

- логично,

- образно,

- эмоционально

передавать свои мысли, вести диалог, пересказывать прочитанное или самостоятельно составлять текст.

Публикация «Актуальность развития речи дошкольников» размещена в разделах

В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что

• связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.

Мой многолетний опыт обследования детей при зачислении в логопедическую группу показывает, что даже, если дошкольники владеют счетом до десяти и обратно, знают геометрические фигуры, хорошо ориентируются в пространстве и времени, обладают другими знаниями и навыками, связная речь у них в той или иной мере нарушена всегда.

• от уровня развития связной речи зависит

- умение общаться с людьми,

- общее интеллектуальное развитие,

- интеллигентность и культура человека.

• сразу после дошкольного детства у детей начинается новый и очень ответственный этап взросления – школа.

Если ребенок, идущий в школу, не будет владеть развитой связной речью, то он не сможет

- давать развернутые ответы на сложные вопросы;

- аргументировано и логично излагать свои мысли;

- авторитетно отстаивать свое мнение;

- воспроизводить содержание текстов художественной литературы и произведений устного народного творчества;

- писать изложения и сочинения.

Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Безусловно, развитие связной речи начинается в семье. Часто на консультациях родители спрашивают: «С какого возраста нужно начинать работать над связной речью ребенка?» Разумеется, с самого рождения. Это очень удивляет родителей, ведь крохотные дети не умеют говорить. Конечно, но они нас прекрасно слышат и чувствуют. Поэтому с первых дней жизни детей родителям нужно научиться озвучивать свои действия, которые происходят в присутствии малыша, и делать это не сюсюкая, а правильно, четко, эмоционально. Как можно раньше вводить в общение с малышом народные потешки, пестушки, которые несут в себе колоссальный заряд теплых эмоций и любви. Например:

Потягунюшки, потягунюшки

Поперек толстунюшки.

А в ручки хватунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в роток – говорок,

А в голову – разумок.

Если это будет сочетаться с поглаживанием, похлопыванием, то, безусловно, окажет неоценимый вклад в развитие эмоционального здоровья малыша и его речи. По мере взросления малыша родители не должны забывать читать, а лучше рассказывать ему русские народные сказки. Они, конечно, есть в каждом доме. Но, к сожалению, их часто читают бездумно, автоматически. А ведь именно сказки помогают пробудить интерес ребенка к слову, так как носят цикличный характер: многократное повторение сюжета с небольшими изменениями (особенно для младше-среднего возраста) способствует лучшему запоминанию ребенком сюжета и развивает память. Кроме того, в сюжете сказки нашими предками были заложены такие цели как

- любовь к окружающему миру;

- храбрость и стойкость перед злом;

- победа добра над злом;

-честность и самостоятельность в своих поступках.

К сожалению, не всегда родители являются образцом чистой речи для своих детей. Все эти проблемы, которые по каким-то причинам не могут разрешиться в семье, берет на себя педагог, так как именно он несет ответственность за интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.

Условиями успешного речевого развития в дошкольном учреждении являются :

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками: - сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; - сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи : - речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; - в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: - следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); - наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей: - обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; - помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; - обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); - знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи : - учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; - учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей: - поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; - организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: - стимулируют детей комментировать свою речь; - упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Публикации по теме:

Консультация «Пальчиковые игры-основа развития речи у дошкольников» "Аннотация к презентации" Слайд 1 Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников» Воспитатель: Карпова Анна Викторовна МБДОУ.

Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией Актуальность проблемы развития просодических компонентов речи у детей с речевой патологией. Компоненты интонации: • мелодика • логическое.

Актуальность проблемы речевого развития Актуальность проблемы речевого развития. Человеческая речь – это вибрация мысли, не плод разума, как такового, а природный механизм, который.

Актуальность развития выразительной речи у старших дошкольников с ОВЗ через организацию театрализованной деятельности Актуальность темы заключается в недостаточной разработанности данной проблемы. Ее несомненная значимость для освоения детьми с ОВЗ основ.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления.

Консультация «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи»Консультация «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи» Консультация для родителей "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи" Эффективность.

Консультация для воспитателей «Методика развития связной речи дошкольников» «Методика развития связной речи дошкольников» 1. Проанализировать серии картин для детского сада и методические указания к ним. Серия сюжетных.

Консультация «Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяются благоприятные условия для развития.

Консультация для воспитателей «Применение приёма моделирования для развития связной речи у дошкольников» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. Монологическая речь – один из сложнейших.

Консультация «Устное народное творчество как средство развития речи дошкольников» Самообразование на тему «Устное народное творчество, как средство развития речи дошкольников» Проблема развития речи дошкольников комплексная,.

Автор публикации:
Актуальность развития речи дошкольников
Опубликовано: 31 января 2016 в 19:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД