Наталья Козлова
Консультация для педагогов «Новые требования к организации РППС ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Новые требования к организации РППС ДОУ в соответствии с
инновационной программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Публикация «Консультация для педагогов „Новые требования к организации РППС ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) очень конкретно описаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для
него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» развивающая предметно-пространственная среда является одним из элементов пространства детской реализации (ПДР). Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.).
При этом обеспечить высокий уровень развития детей можно имея даже скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослыми или самостоятельная. Результат работы в первую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов.
Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», «мастерские» и пр., оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.
Количество и организация центров варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОО. В Программе дается приблизительный перечень центров активности:
1. Центр строительства
2. Центр для сюжетно-ролевых игр
3. Уголок для театрализованных (драматических) игр
4. Центр (уголок) музыки
5. Центр изобразительного искусства
6. Центр мелкой моторики
7. Центр конструирования из деталей (среднего и мелкого размера)
8. Уголок настольных игр
9. Центр математики
10. Центр науки и естествознания
11. Центр грамотности и письма
12. Литературный центр (книжный уголок)
13. Место для отдыха
14. Уголок уединения
15. Центр песка и воды
16. Площадка для активного отдыха (спортивный уголок)
17. Место для группового сбора
18. Место для проведения групповых занятий
19. Место для приема пищи (детское «кафе»)
Центры активности должны быть четко выделены. При планировании центров активности нужно заранее предусмотреть места для проходов, которые не будут проходить через пространство центра. Выделять центры активностей можно при помощи низких стеллажей, столов или с помощью ковровых покрытий, мольбертов и пр.
Кроме центров активности должны быть места для отдыха и уголки уединения.
Постоянно быть частью большой группы сверстников - большая нагрузка для дошкольника. Поэтому в помещении группы необходимо предусмотреть так называемые уголки уединения, которые помогут ребенку избежать стресса. У ребенка должна быть возможность побыть одному, просто отдохнуть, если он в этом нуждается.
Уголок уединения может стать и местом для игры одного или двух детей. В нем может находиться стол с одним или двумя стульями. Соответственно, любой центр, предоставляющий место лишь для одного или двух детей, можно рассматривать в качестве уголка уединения. Необходимо только следить, чтобы другие дети не беспокоили находящихся в нем одногруппников.
Важно научить детей понимать, что в уголках уединения не может быть много людей, а также уважать потребность в уединении, возникающую у других. Нарушителей следует мягко переместить в другие, более подходящие для активных игр места. В одном помещении может быть несколько мест для отдыха и уединения.
Организуя центры активности следует стремиться к максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы - использовать не только игровую комнату, но всё возможное пространство - спальню, приёмную. Это позволит перенести один или несколько тихих центров активности, например литературный центр, зону отдыха, центр грамотности и письма, центр настольно-печатных игр, центр мелкой моторики, в спальную комнату. Использовать приёмную для физической активности (классики на полу, кегли, физкультурные тренажеры и т. д.)
В групповом помещении должно быть место для размещения различных плакатов, объявлений, детских работ, фотографий и пр., так называемый «групповой стенд» (один или несколько).
Правильно оформленные групповые стенды являются эффективным средством развития детей. Материалы, размещенные на стендах, должны быть интересны и нужны детям. От стенда не будет никакой пользы, если размещенные на нем материалы никто не будет разглядывать и обсуждать. Например, на стенде можно разместить меню на день, написанное крупными печатными буквами, кто сегодня дежурный, у кого сегодня день рождения, новости дня, алфавит, плакат с числами и т. д. Особый интерес у детей вызывают их собственные поделки и фотографии.
Материалы стенда должны показывать то, что дети могут понять. Главное назначение стенда - побуждать детей обсуждать представленные материалы, получать информацию, размышлять и, как следствие, развивать у детей речь, мышление, познавательный интерес.
Мебель в центрах активности должна максимально способствовать детской игре и обеспечивать доступность для детей и удобство размещения игровых материалов. Она должна быть мобильной (легко передвигаемой, что позволит легко трансформировать (изменять) пространство. От подбора и расстановки мебели во многом зависит удобство присмотра за детьми. Именно поэтому для разграничения центров активности лучше всего использовать низкие шкафчики или стеллажи без задних стенок, а высокую мебель лучше всего ставить вдоль стен. Мебель и оборудование в группе и на участке нужно располагать таким образом, чтобы обеспечить безопасность передвижения детей.
В группе необходимо предусмотреть специальное место для хранения детских портфолио. Портфолио должны быть легко доступны детям.
Очень важен правильный подбор и оснащение центров активности игровыми развивающими материалами. У каждого материала должно быть свое определенное место. Весь материал должен быть хорошо классифицирован, сгруппирован и находиться в соответствующих центрах активности. Оснащение должно соответствовать характеру занятий в центре активности, чтобы дети всегда знали, что где находится. В центрах активности не следует хранить предметы, не соответствующие их назначению.
Материалы должны быть максимально разнообразны, чтобы любой ребенок смог найти себе занятие по интересам, и полифункциональны, чтобы побуждать детей к творчеству и инициативе. Развивающие материалы должны быть разного уровня сложности, отвечать возрастным и индивидуальным возможностям детей. Их следует подбирать таким образом, чтобы работа с ними не была слишком легкой, но и не вызывала у детей серьезных затруднений.
Все материалы для игр и самостоятельных занятий должны быть доступны детям. Центры активности и материалы следует помечать ярлыками рисунками, пиктограммами и снабжать четкими надписями крупными печатными буквами.
Во всех центрах активности должно быть много материалов, с которыми дети могут работать без помощи воспитателя, а также материалы с элементами автодидактики (самообучение).
Учебные и игровые материалы должны регулярно обновляться в соответствии с Программой и интересами детей. Желательно, чтобы новый материал появлялся не реже чем 1 раз в неделю. При этом появление нового материала должно быть объявлено (например, на утреннем круге, а дети с новым материалом ознакомлены и, при необходимости, обучены, как им можно пользоваться.
Материалы центров должны быть интересны детям, как по содержанию, так и по оформлению, тогда дети с увлечением и по собственной инициативе работают с материалами, проявляют интерес к новинкам, стараются научиться ими пользоваться. Надо помнить - то, что ребенку - дошкольнику не интересно, то для него в плане обучения практически бесполезно.
Все материалы должны обладать определенным запасом прочности, чтобы дети не боялись сломать или испортить их.
В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» центры активности предназначены в первую очередь для самостоятельных занятий детей, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по интересам.
Педагог должен уметь поддерживать детскую самостоятельность и инициативу и, при необходимости, помогать детям реализовать свои замыслы (недирективное содействие).
Правильно и грамотно организованная предметно-пространственная среда помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки и служит платформой самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию дошкольников.