Получи документы

Консультация для педагогов «Психологические и личностные особенности детей со сложными случаями речевой патологии»

Ирина Сибуль
Консультация для педагогов «Психологические и личностные особенности детей со сложными случаями речевой патологии»

Психологические и личностные особенности детей,

имеющих сложные случаи речевой патологии

Психологические и личностные особенности детей,

имеющих сложные случаи речевой патологии

Публикация «Консультация для педагогов „Психологические и личностные особенности детей со сложными случаями речевой патологии“» размещена в разделах

Исследования различных психических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи указывают на своеобразие формирования сенсорной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы ребенка.

Особенности познавательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи

Ученые отмечают своеобразие психического развития, которое влияет на познавательную деятельность, а именно: недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного и пространственного.

Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха.

Нарушение зрительной сферы проявляется в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.

Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в дифференциации понятий «справа», «слева». Наблюдаются трудности ориентирования в собственном теле.

Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности. Исследования мнестической функции обнаруживают, что объем зрительной памяти практически не отличается от нормы. Но заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с детьми, которые не имеют нарушений речи. Дети часто забывают сложные инструкции, меняют последовательность предложенных заданий или опускают некоторые элементы. В то же время у детей остаются относительно сохранным возможности смыслового и логического запоминания.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает особенности мышления : обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Особенности развития двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи

У большинства детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются соматическая ослабленность и замедленное развитие двигательной сферы: это отражается в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. Особую трудность вызывает у детей с тяжелыми нарушениями речи выполнение движений по словесной инструкции. При воспроизведении двигательных заданий нарушается последовательность элементов действий, опускаются составные части двигательного задания. Детям трудны такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передача мяча с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. У детей отмечается также недостаточность координации пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.

Особенности личности детей с недостатками речевого развития

Доказано, что речевое нарушение сказывается на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются нарушения коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, особенностях поведения (заинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Личность ребенка с тяжелыми нарушениями речи характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, проявление тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

В эмоционально – волевой сфере отмечаются эмоциональная неустойчивость, плаксивость, отказ от деятельности.

Отклонение от нормы развития проявляется у детей с тяжелыми нарушениями речи и в других видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, познавательной, трудовой и др.).

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть первая) Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю вам рассказывать о возрастных особенностях слуха и голоса детей 3 - 4 лет. Одним.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть третья) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть третья) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть вторая) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей и педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть первая) Консультация для родителей и педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4 -5 лет» (часть первая) Уважаемые педагоги, уважаемые.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Психологические и личностные особенности детей со сложными случаями речевой патологии»
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 10:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД