Галина Коваленко
Консультация для педагогов «Речевое развитие детей 2–3 лет средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевое развитие детей 2-3 лет средствами театрализованной деятельности»
Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте.
В активизации речи детей играет огромную роль театрализованная деятельность. Именно она воздействует на детей по принципу обучения - учить играя.
Одним из самых эффективных средств театрализованной деятельности у малышей являются театрализованные игры.
Почему именно они?
Публикация «Консультация для педагогов „Речевое развитие детей 2–3 лет средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Особенность театрализованных игр заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в интересной форме и не требует больших усилий.
Использование театрализованных игр не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников.
В своей работе мы выделили два направления:
1) Использование театрализованных игр в играх – занятиях по развитию речи. Здесь мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.
2) Использование театрализованных игр в режимных моментах.
Во время проведения режимных моментов (кормление, одевание, умывание, подготовка ко сну) используем потешки, прибаутки, стихи, которые помогают установлению между воспитателем и ребенком эмоционального контакта, вызывают радостные эмоции у детей, особенно, если, произнося потешку, называем имя малыша.
Театрализованная игра может быть использована для привития культурно – гигиенических навыков: «Посмотрите дети, какая нарядная и чистенькая наша кукла Таня. У нее чистые ладошки, чистое личико. Давайте спросим у нее, почему она такая нарядная и аккуратная». Таня «отвечает», что научили ее умываться, сухо полотенцем вытираться, на платьице не брызгать водой. Я спрашиваю у детей, хочется ли им быть такими же чистыми и аккуратными, как Таня. «Давайте сейчас подкатаем рукава повыше, чтоб не замочить их, вымоем руки чисто-чисто, вытрем их полотенцем сухо-насухо. А потом покажем их Тане, пусть она увидит, что мы тоже аккуратные!»
Дети охотно подкатывают рукава, тщательно моют руки, старательно вытираются полотенцем. Затем с особой радостью бегут демонстрировать кукле свои руки. Радуются, когда кукла «хвалит» их: «Молодец, Миша, ручки чистые, даже блестят».
Ввиду того, что речь детей раннего возраста имеет этапность в развитии, поэтому для каждого речевого этапа подобраны и театрализованные игры.
1. Первоначально формируем умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомим детей с сюжетными игрушками. На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях).
2. Далее начинаем знакомить детей с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
Например, дети с восторгом встречают игру «Коза рогатая». В ходе этой игры малыши учатся договаривать слова, выполнять движений, подражать игровым действиям.
Поскольку дети ещё маленькие, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит воспитателю.
3. Ребенок с раннего возраста чутко откликается на сказки.
После того, как воспитатель показал сказку, идет совместная работа с детьми. Мы обсуждаем увиденное с тем, чтобы дети усвоили содержание и характер персонажей. Привлекаем детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка).
Затем привлекаем детей к инсценировке фрагментов сказки («Колобок», «Заюшкина избушка») или всей сказки полностью, например «Курочка Ряба», «Репка».
По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники : они могут передвигать фигурки героев и проговаривать их слова.
Итогом работы по развитию речи средствами театрализованных деятельности в раннем возрасте стало проведение игр – театрализаций. Проведению игры-театрализации предшествует целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.
В заключение необходимо отметить, что театрализованная деятельность способствуют развитию речи детей :
---средствами театрализованных деятельности мы вовлекаем детей в диалог, обогащаем активный словарь, развиваем навыки фразовой речи.
---работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, совершенствуем звуковую культуру речи, ее интонационный строй.
Конечно, основы театрализованной деятельности только начинают закладываться в раннем возрасте, и дети принимают поначалу лишь пассивное участие в роли зрителей, но при грамотном руководстве воспитателя сформировать необходимые умения не только возможно, но и необходимо.