Приложение МААМ

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование связных высказываний у дошкольников старшего возраста»

Фомина Инна Геннадьевна
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование связных высказываний у дошкольников старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.

Связная речь включает в себя три этапа:

1. подготовительный или ориентировочный этап;

2. знакомство детей с правилами построения рассказа;

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Формирование связных высказываний у дошкольников старшего возраста“» размещена в разделах

3. закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Нужно научить детей на слух узнавать образцы связной речи и отличать их от ошибочных вариантов. Для этого используются сравнительные упражнения типа:

- сравнить рассказ с набором слов;

- сравнить рассказ с отдельным предложением, которое начинается с местоимения;

- сравнить рассказ с бессмысленным набором предложений;

- сравнить рассказ с некомплектным вариантом, т. е. с рассказом, в котором пропущена часть предложений и т. д.

Объём рассказа.

Педагог использует рассказы повествовательного характера, небольшие по объёму (7-9 предложений, потому что эти рассказы не требуют дополнительной работы по содержанию. Чтобы заставить детей думать, надо вначале прочитать неправильные образцы. Это заставит ребёнка задуматься, а потом читать правильный образец. Через некоторое время необходимо чередовать порядок чтения.

Существуют два способа проведения таких занятий:

а) интуитивный;

б) логический.

а) педагог учит находить образцы связной речи интуитивно, т. е. как получится, вместе с тем даётся помощь – наглядные карточки:

на первой карточке – событие;

на второй, разлинованной в таблицу – наклеены предметные картинки.

Такая таблица показывает, что когда он называет отдельные предметы, рассказ не получается, закрепляются правила. Рассказ получается тогда, когда мы вспоминаем событие.

б) педагог показывает детям, как устроен рассказ. Необходимо показать, что в рассказе есть предмет, и то, что мы сообщаем об этом предмете. Научив

детей отвечать на вопрос «Почему?», помогаем осознать, что в этом случае рассказ получается, а в противном – нет.

Какая же работа проводится над предложением?

Например, к глаголу «бежит» подбираются различные предметы, о которых можно сказать «бежит» (речка, время, ручей, лиса, человек и т. д.)

Сначала работа ведётся с опорой на картинки, а затем самостоятельно.

Педагог должен избегать вопросов: «Что это?» и «Что делает?».

Надо задавать: «О каком предмете я говорю?», «Что мы узнаём об этом предмете?» Кошка – серая, бежит, сидит….

Вначале рассказ составляют без правил, как получится. Можно использовать такие игры:

1. На восстановление порядка картин с последующим составлением рассказа или его фрагмента:

а) расположить картинки по последовательности

читаемого рассказа;

б) расположить картинки по памяти;

в) исправить ошибку педагога;

г) распутать 2 серии картинок.

2. Эвристические (поисковые) игры - найти недостающий элемент:

а) найти место пропавшей картинки;

б) восстановит серию по одной заданной картинке;

в) найти неподходящее предложение в рассказе педагога,

заменить его на правильное.

3. Игры на развитие сюжета:

а) педагог предлагает ряд предметных картинок,

объединённых каким-то событием, предлагает

придумать рассказ;

б) педагог предлагает из ряда картинок отобрать только те,

по которым можно придумать какой-либо рассказ.

Так же нужно научить детей различать на слух некоторые жанры: сказку, загадку и т. д.

Затем идё т знакомство с правилами составления рассказа:

1. cмысловая дружба предложений в рассказе;

2. правило языковой дружбы – предполагает научить разными языковыми средствами прикреплять одно предложение к другому, т. е. научиться разными словами соединять предложения между собой.

Например:

а) личные местоимения – я, он, мы

б) через словосочетание – местоимение + существительное

Я Петя

в) через словоизменение – мишка – медвежонок – мишутка

г) через синонимическую связь

На одном занятии можно вводить только лишь одно средство.

Описательный рассказ - предмет и то, что мы о нём рассказываем, сложен для ребёнка, но интересен, потому что в нём нет событий, он однообразен по структуре. И он занимает маленький процент в жизни ребёнка и в нашей жизни.

Вначале учат детей отгадывать предмет по описанию, типа загадок, а затем идёт работа над содержанием.

Во-вторых, важно научить детей исследовать предмет.

Например: яблоко – какой формы, цвета, величины, потрогать, попробовать на вкус, понюхать и т. д.

Следует показать, что может быть разный план описания предмета. С этой целью подбирают 2 рассказа-описания с различной последовательностью.

Рассказы читают 2 раза:

1) ознакомление;

2) работа над содержанием.

Рассказ получается только в том случае, если мы расскажем обо всех признаках предмета.

Желаю успехов!

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников»Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников» «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для педагогов «Рисование мелками на асфальте с детьми старшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Рисование мелками на асфальте с детьми старшего дошкольного возраста» Рисование на асфальте – это не только веселое занятие во время прогулки, но и творчество, познание окружающего мира с детьми старшего.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование связных высказываний у дошкольников старшего возраста»
Опубликовано: 10 октября 2021 в 15:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Формирование связных высказываний у дошкольников старшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Фомина Инна Геннадьевна (УИ 1648735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД