Поянэ Ольга Юрьевна
Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных навыков в играх с детьми с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время внимание педагогов и психологов все больше привлекают проблемы общения.
Актуальность проблемы общения возрастает в современных условиях из-за особенностей социального окружения ребенка, где часто не хватает «живого» общения и речевой культуры в отношениях между людьми. Последнее время мы видим тенденцию снижения качества общения между ребенком и взрослым из-за широкого использования технических средств коммуникации (телефон, телевидение, интернет) и высокой занятости родителей.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование коммуникативных навыков в играх с детьми с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) предусматривается развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Детская психология выделяет две основные сферы общения ребенка – с взрослыми и со сверстниками. Эти сферы общения имеют свои особенности и отличия.
Особенность общения со сверстниками отличается от общения со взрослыми:
- яркой эмоциональной насыщенностью. Дети не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга.
- Нестандартностю и нерегламентированностью поведения. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения
- Преобладают инициативные действия над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.
Наблюдая за детьми своей группы я отметила, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
Для решения данной проблемы я использую традиционные и инновационные эффективные методы и приемы образовательной работы по формированию коммуникативных навыков у детей : беседы, игровые ситуации и упражнения, диалог, Триз-технологию, моделирование, ИКТ создание сюжетных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, лексические упражнения.
Дети с расстройством аутического спектра видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют особенности в поведении и нарушения речи. Расстройства аутистического спектра- это расстройство нервной системы, характеризуются дефицитом социального взаимодействия, трудностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющимся действиям, схемам).
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.