Папки-передвижки

Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности «Автоматизация и дифференциация звуков в речи у детей с ТНР»

Плотникова Анастасия
Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности «Автоматизация и дифференциация звуков в речи у детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

«Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи у детей с ТНР»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Публикация «Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности „Автоматизация и дифференциация звуков в речи у детей с ТНР“» размещена в разделах

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть. Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи.

От правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение. Если у ребенка присутствуют отклонения в строении артикуляции, то ему необходима помощь специалистов (ортодонт - это медицинский специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий). А точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности при тесном взаимодействии специалистов (невролога, логопеда, педагогов и родителей.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя четыре этапа: подготовительный этап, этап постановки звука, автоматизация и дифференциация звуков.

1 этап - подготовительный

Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям :

• формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

• формирование направленной воздушной струи;

Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.

Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о «Весёлом Язычке». Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные и нужные упражнения.

Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме.

Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной подготовки, - процесс управляемый).

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями требуют систематической работы в течение всего коррекционно-образовательного процесса.

Развитию речевого дыхания способствуют дыхательные упражнения: их можно проводить как физминутки, как часть зарядки, во время логочаса.

2 этап - постановка звуков.

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Для этого нам предстоит соединить те движения артикуляционных органов, которые мы основательно отработали на подготовительном этапе, в одно общее движение. Это движение станет базой для того звука, который нам необходим. Добавив определенную воздушную струю и, если нужно, голос, мы и получим необходимый результат.

3 этап - автоматизация звука.

Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка.

Автоматизация звука - это этап совместной работы учителя-логопеда, родителей и воспитателей.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи легче, доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых, малоподвижных, дидактических играх.

Автоматизация звуков проводится в следующей последовательности:

- автоматизация звука изолированно. Звук может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, с-с-с- шарик сдувается, ш-ш-ш- змея шипит, ж-ж-ж- жук жужжит, р-р-р - собака рычит и т. д).

- Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).

Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

- Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце).

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги. На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

- Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках, скороговорках и стихах.

Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

- Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах.

- Автоматизация звука в разговорной речи.

На этапе автоматизации проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи : над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

4 этап - дифференциация звуков.

Это различение звуков, схожих по каким-то признакам.

На данном этапе также важна работа не только учителя – логопеда, но и родителей и воспитателей.

Цель данного этапа – научить ребенка самостоятельно различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в самостоятельной речи.

Необходимо научить ребенка различать те звуки, которые он смешивает, по различным признакам.

Эти признаки принято обозначать как двигательные и акустические. То есть на этом этапе дошкольник научится чувствовать разницу в положении своих артикуляторных органов при произнесении того или иного звука, а также четко отличать один звук от другого на слух.

В процессе этой работы, как и всегда, крайне важна последовательность, то есть сначала ребенок учатся дифференцировать отдельные, изолированные звуки, затем – их же, но уже в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что необходимым условием быстрейшей автоматизации звука является постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, в слова, в предложения, в самостоятельную речь ребенка. А также: систематическое повышение темпа речевых упражнений. Только в таком случае осуществляется быстрое и прочное закрепление правильного произношения поставленного звука.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речиРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности Семинар - практикум в старшей группе компенсирующей направленности «Пчелки» на тему «В мире звуков и слов» Цель: повысить компетентность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности «Автоматизация и дифференциация звуков в речи у детей с ТНР»
Опубликовано: 19 марта 2020 в 11:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности «Автоматизация и дифференциация звуков в речи у детей с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Плотникова Анастасия (УИ 1305273) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД