Консультация для педагогов и родителей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Наталья Алыкова
Консультация для педагогов и родителей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Во всем современном мире проблема безопасности жизнедеятельности считается одной из центральных проблем человечества. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Безопасность – это приемлемый риск, достичь которую возможно только в обучении и практике.

Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей. У них не сформировано «чувство опасности» в силу отсутствия определённого опыта и знаний. По статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый день во всем мире примерно 2300 детей погибают вследствие неумышленной травмы или несчастного случая. На дорогах в результате ДТП гибнет примерно 620 детей, в результате утопления 460 детей, в пожарах – 250 детей, в результате падения с высоты и от отравлений примерно по 130 детей.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н. А. Едимская, М. А. Котик, Л. A. Михайлов, С. А. Проскурин, Ю. В. Репин и др.). Обучение безопасному поведению должно проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, O.Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Хромцова и др.). Первоочередной задачей воспитателей и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, O.Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, является не оберегание и защита дошкольника, а его подготовка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В настоящее время, в связи с введением 23 ноября 2009 года ФГОС, образовательная область «Безопасность» становится обязательным изучением. Ее авторы выделили в отдельный раздел образовательную область «Безопасность». Цель образовательной области «Безопасность» является формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Б. Г. Кудряшов в своем словаре по основам безопасности жизнедеятельности понятие «безопасность жизнедеятельности» определяет как «благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека, условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам».

Безопасность жизнедеятельности в исследованиях различных ученых рассматривается многогранно и обширно (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. И. Басаков и др.).

И. А. Щеголевой выделены три компонента безопасности жизнедеятельности человека:

1) предвидение опасности (знание человеком многообразия источников опасности, таких как:

– собственное «Я»: себе, среде обитания, другим людям;

– среда обитания: природная, техногенная, социальная (другие люди, военная обстановка.

2) уклонение от опасности (представление о возможном характере развития опасной ситуации; знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; правильную оценку возникшей ситуации)

3) преодоление опасности (умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты и владение навыками по их применению (избежание опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками самозащиты и взаимопомощи).

Ведущие психологи, физиологи и педагоги, такие, как В. К. Зайцева, О. Н. Русак, И. А. Щеголев, A.M. Якупов и другие, в своих работах сообщают о том, что на безопасное поведение человека влияют следующие факторы

– биологические (рефлексы: безусловные и условные);

– психофизиологические качества человека;

– текущее физическое и психическое состояние;

– мотивация к выполнению правил безопасности;

– обученность и опыт.

Условно основные источники опасности для ребенка-дошкольника можно разделить на несколько групп:

• опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);

• опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);

• опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;

• опасности на природе.

Наша задача – это обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями.

Изучив данную литературу, мы пришли к выводу, что формирование сознательного поведения – это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия. Дети должны получить систематизированные знания, ощутить себя частью окружающего мира.

Подготовительную работу с детьми по ознакомлению с правилами безопасности мы начали с обеспечения материально-технической базы: в группе создан, оснащен и пополняется центр «Уголок безопасности», в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время. Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:

«Один дома»;

«Будем здоровы»;

«Другие люди – кто они»;

«Мы и природа».

«Азбука дорожного движения».

Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали занятия, экскурсии, презентации, итоговые мероприятия. Весь материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

На первом этапе мы старались заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения. Одновременно, нами, проводилась работа с родителями, с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения специально организованных занятий по теме. В форме анкетирования, индивидуальных бесед и консультаций.

На втором этапе мы старались претворить эти правила в жизнь детей, показывали возможные их проявления в различных жизненных ситуациях, тренировали дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.

На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях.

Так, например, обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения мы проводили с учетом возраста детей и окружающих условий. Наблюдение за детьми показало, что детям интересны занятия творческого характера, на которых они проявляют себя как творческие натуры, дети используют свои знания в повседневной жизни, в играх и общении друг с другом. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей. Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Волшебная страна Светофория», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. Сразу же при выходе за территорию детского сада дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке мимо действующих светофоров или специальных указателей. После того, как были усвоены правила для пешехода, начали использовать игры с использованием детских велосипедов, самокатов; принимали участие в проведении акции «Дорога и дети», где дети раздавали водителям рисунки и памятки о соблюдении правил дорожного движения.

Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Через индивидуальные беседы, консультации, собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.

Итог проведенной нами работы считаем хорошим. Главная цель достигнута – первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения. Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Цель работы: Повышение собственного профессионального опыта в процессе изучения темы, открытие нового приоритетного направления в работе.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ. Образовательная деятельность по ПДД муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 20 «Петушок» г. Альметьевска» Заверяю.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей Методические рекомендации: Тема 1. "Отдых на природе" Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 ноября 2019 в 16:31
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 ноября. Всемирный день молочных коктейлей
Молочный коктейль – излюбленное лакомство всех детей и многих взрослых. В «хит-параде сладостей» он уступает по популярности лишь шоколаду и мороженому (которые, впрочем, тоже входят в его состав). День...
15 ноября. День вторичной переработки

Переработка отходов — единая проблема для всех стран. Ученые прогнозируют, что в недалеком будущем мусор, который производит человечество, просто негде будет утилизировать. Международный день вторичной...

Фотоотчёт о проведении ОД по познавательному развитию «Окружающая среда» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по...
Конспект прогулки «Наблюдение за ивой осенью»
Цель прогулки:расширять представления детей об осени как времени года, развивать умения сравнивать объекты по признакам различия и сходства, показать,...
Фотоотчет о празднике «Здравствуй, осень золотая» для детей средней группы
Фотоотчет праздника «Здравствуй, Осень золотая! » для детей средней группы Цель: создание веселого, праздничного настроения. Задачи: развивать у детей...