Консультация для педагогов «Игры разных народов с детьми на улице»

Татьяна Плетникова
Консультация для педагогов «Игры разных народов с детьми на улице»

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость и волю.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

«Краски» (Русская народная игра)

Цель: Совершенствовать навыки основных движений, закреплять знание цвета и оттенков.

Содержание.

Участники игры считалкой выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

- Тук, тук!

Хозяин:

- Кто там?

- Покупатель.

Хозяин:

- Зачем пришел?

Покупатель:

- За краской.

Хозяин:

- За какой?

Покупатель:

- За голубой. (Пример)

Если голубой краски нет, хозяин говорит:

- Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!

Если же покупатель угадал цвет краски (назвал краску, которая выбрана участниками игры, то он забирает краску себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так покупатели подходят к хозяину по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например,

- Скачи на одной ножке по голубой дорожке.

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

«Горелки» (Русская народная игра)

Цель: Развитие координации движений, быстроты и ловкости.

Содержание.

Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги!

Второй вариант:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара, беги!

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа, а водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

«Салки» (Русская народная игра) («Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало» и др.)

Цель: Развитие быстроты, ловкости, увертливости.

Содержание.

Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.

Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов. Количество участников - от 3 до 40 человек. Считалочкой выбираю водящего – «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я - салка!» - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - салка!». Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности «Салок».

«Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.

Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их осалить.

Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку!». Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право осалить любого крайнего.

«Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, «Салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.

«Золотые ворота» (Русская народная игра)

Цель: Развитие быстроты, ловкости.

Содержание.

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились «ворота» (берут друг друга за руки). Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После того, как заканчиваются слова они опускают резко «ворота», и те игроки, которые попались также становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается в тот момент, когда все участники становятся «воротами».

«Заря - зарница» (Русская народная игра)

Цель: Развитие быстроты, координации, и пространственной организации.

Содержание.

Все встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые

За водой пошла!

Второй вариант слов, для этой игры:

Заря-зарница, солнцева сестрица

По небу ходила, лучи обронила,

Лучи золотые, Ленты голубые,

Раз, два не воронь

Беги как огонь!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу, их задача первому занять освободившееся место в кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Гонка оленей» (Ненецкая народная игра)

Цель: Развитие координации движений, быстроты.

Содержание.

Дети стоят в ряд на одной стороне площадки они олени. На расстоянии 30 м от детей стоит один оленевод, он говорит:

- Самый быстрый из оленей где ты?

- 1, 2, 3, беги ко мне быстрей!

После этих слов дети бегут до оленевода, самый первый прибежавший звонит в колокольчик или бьет в бубен. Забеги повторяются, и таким образом выбирается самый быстрый гончий олень.

«Соберем морошку» (Ненецкая народная игра)

Цель: Развитие координации движений, быстроты.

Содержание.

Дети двигаются по кругу приставным шагом со словами:

Мы по ягоды пойдем,

Веселее ножки,

Много, много соберем,

Ягоды морошки 1 2 3 бери!

По окончании слов каждый собирает в свою корзинку (ведро) ягоды (камушки). По сигналу педагога игра останавливается и идет подсчет ягод. Кто набрал всех больше, тот и победитель.

«Земля, вода, огонь, воздух» (Армянская народная игра)

Цель: Развитие быстроты и ловкости.

Содержание.

Играющие становятся в круг, в середине его стоит водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» - названием птицы. При слове «Огонь!» все игроки должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Правила игры. Ошибающийся не играет.

«Иголка, нитка, узелок» (Бурятская народная игра)

Цель: Развитие координации движений, быстроты и ловкости.

Содержание.

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать из круга и сразу же закрывать круг.

«Мяч по кругу» (Татарская народная игра)

Цель: Развитие ловкости, совершенствование основных видов движений.

Содержание.

Выбирается водящий считалочкой. Играющие, образуя круг садятся на корточки. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу. А сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от которого был пойман мяч.

Правила игры. Переброска мяча производится путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дома разных народов»Конспект занятия «Дома разных народов» Данную тему мы взяли совершенно неслучайно. В канун дня рождения детского сада, которому в марте 2019 года исполнилось уже 60 лет, мы с.

Досуг на улице «Зимние игры и забавы народов мира» (старшая группа) Ведущий :- Здравствуйте ребята. Скажите. а вы любите играть? Какое сейчас время года? Назовите зимние игры и развлечения. Дети всего мира.

Фотоотчет о празднике на улице для разных возрастных групп «Широкая Масленица»Фотоотчет о празднике на улице для разных возрастных групп «Широкая Масленица» Сегодня я расскажу о проведенном нами праздникеМасленица в нашем детском саду для четырех групп (не брали только малышей) Цель: Приобщение.

Консультация для педагогов и родителей «Роль родителей в приобщении к правилам безопасного поведения на улице» «Роль родителей в приобщении к правилам безопасного поведения на улице» К. Д. Ушинский говорил: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних развлечений на улице» Консультация для педагогов: «Организация и проведение развлечений на улице «Зимние забавы»» Прогулка является надежным средством укрепления.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников в разных возрастных группах» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово Консультация.

Консультация для педагогов «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Изучаем цвета
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Игры разных народов с детьми на улице»
Опубликовано: 1 апреля 2019 в 13:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Картотека дидактических игр на развитие словаря
Картотека дидактических игр на развитие словаря Игра «Потому что» Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (...
Сценарий праздника «День дошкольного работника» в детском саду
Цель: создание праздничного настроения у детей и взрослых; Задачи: расширять представления детей о профессиях дошкольных работников; развивать речь, память,...
Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...