Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Общение, направленное на формирование взаимопонимания»

Елена Сенкова
Консультация для педагогов «Общение, направленное на формирование взаимопонимания»

Консультация для педагогов на тему «Общение, направленное на формирование взаимопонимания»

В отечественной системе образования традиционно выделяется задача организации взаимодействия с семьёй, психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка через согласованное общение с родителями. Основной целью работы с родителями является формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых: родителей, педагогов, психолога.

Публикация «Консультация для педагогов „Общение, направленное на формирование взаимопонимания“» размещена в разделах

Возникает вопрос, в чём причина возможной несогласованности? Почему родители действуют противоположно педагогам и психологам?

Недостаток или полное отсутствие знаний у родителей о закономерностях развития ребёнка.

Недостаточная осознанность и стихийность воспитательных воздействий родителей.

Односторонность взгляда родителей на ребёнка. Поведение ребёнка в семье и в детском коллективе может проявляться по-другому.

Различия между культурами.

Трудности, возникающие при организации педагогического общения с семьями воспитанников: возрастные барьеры, социальные барьеры, различия между культурами, индивидуально-личностные барьеры.

В практике общения, помогает достичь большего взаимопонимания, использование техники рефлексивного слушания. Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами.

1. Упражнение «Приветствую тебя…»

Цели: активизация участников, включение их в работу; использование невербальных средств общения.

Инструкция: Группа делится на две равные подгруппы. Одна из них будет играть роль педагогов, другая – родителей. Все участники встают со стульев, начинают двигаться по аудитории в свободном направлении и общаться друг с другом.

Инициатором общения всегда являются «родители», которые свободны в своих действиях и изречениях. Они могут молчать или говорить что хотят, в зависимости от ситуации. Но они должны придерживаться следующих правил: их фразы должны быть короткими; каждый раз при встрече с кем –либо разрешается произносить не более одной фразы. Например «Приветствую тебя», «Вы замечательно выглядите», «Я даже не знаю, что тебе сказать», «Люблю осень» и т. д. «Родители» разговаривают и с «педагогами», и друг с другом, но опять-таки не более одной фразы.

«Педагоги» в ответ на реплики «родителей» произносят что-то типа «да…», «угу», «так», «понятно», «ну-ну» и т. д. или демонстрируют навыки слушания невербально (с помощью мимики, позы и жестов).

Упражнение заканчивается по любому сигналу, оговорённому заранее, после чего группа возвращается в круг.

При обсуждении первое слово предоставляется «родителям». Они делятся своими впечатлениями о том, как прошло упражнение, насколько внимательно их слушали, какие чувства возникали у них в процессе взаимодействия с другими участниками группы, в каких случаях они чувствовали больше внимания со стороны других участников, а в каких меньше.

Затем слово предоставляется «педагогам», которые делятся своими впечатлениями о проделанной ими работе и о том, какой опыт они приобрели в ходе выполнения упражнения.

2. Ролевая игра «Говорим-слушаем»

Цель: проанализировать роль рефлексивного слушания в установлении взаимопонимания.

Инструкция: Упражнение выполняется в группе их трёх человек.

Алгоритм выполнения упражнения:

1) Распределение ролей: один будет рассказчиком, второй – слушателем, третий – наблюдателем.

Инструкция для рассказчиков. Вспомните событие, которое вас обрадовало.

Инструкция для слушателей. Вы должны внимательно слушать, при желании задавать вопросы. Когда партнёр завершит рассказ (2-3 мин, перескажите его историю своими словами, как вы её поняли. Передайте смысл истории.

Инструкция для наблюдателей. Расскажите слушателю о вашем впечатлении о нём как о слушателе; расскажите о своих впечатлениях относительно использования техник вербальной коммуникации; насколько точно и корректно слушателю удалось пересказать историю рассказчика и какую реакцию пересказ вызвал у слушателя.

2) Рассказчик излагает свою историю. Слушатель при этом может использовать различные способы для получения максимальной информации от собеседника.

3) Слушатель пересказывает выслушанную историю.

4) Наблюдатель делится впечатлениями.

5) Смена ролей: слушатель становится наблюдателем, наблюдатель – рассказчиком, рассказчик – слушателем.

6) Последняя смена ролей.

Вопросы для обсуждения:

• Находясь в роли слушателя, удалось ли вам выполнить инструкцию? Что было легко, а что оказалось трудным?

• Находясь в роли рассказчика, какие впечатления вы испытали при пересказе слушателем вашей истории?

• Какие возможности позволили вам более точно передать информацию?

Вывод: в процессе рефлексивного слушания мы повторяем то, что сказал собеседник, пересказываем своими словами, обобщаем, подчёркиваем основные положения его повествования и т. п.

Рефлексивное слушание помогает нам добиваться большей точности восприятия смысла сообщения, поскольку здесь мы постоянно корректируем наше понимание с учётом поправок собеседника.

Приемы конструктивного взаимодействия

Педагогу важно построить беседу с родителем при обсуждении трудностей ребенка. При выстраивании диалога, прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что педагог его слышит и понимает.

Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда педагог говорит : «У многих детей ещё не получается так сделать», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.

Родители, с которыми педагог общается по поводу трудностей ребенка, испытывают различные негативные переживания, причем у кого-то они будут едва заметными, а у кого-то – исключительно сильными. И успешность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от того, удается ли ему построить взаимодействие с учетом состояния родителя. Ни в коем случае не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением педагога и/или психолога о наличии у ребенка тех или иных трудностей. Прямая конфронтация («Неужели вы сами не видите, что он…») не будет продуктивной и не приводит к сотрудничеству.

Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит воспитатель маме, и она чувствует себя признанной и понятой. Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш пример для ребенка очень важен», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».

Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает : «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок научился это делать», «хорошо подготовился к школе», «научился взаимодействовать с детьми» – он становится для родителя союзником, а не противником.

Также очень эффективный прием, особенно если педагогу необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Воспитатель и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и педагогу никогда не удастся увидеть таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности. Если сказать родителю: «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких ситуациях вы могли бы дать ему больше независимости и что именно он может сделать сам».

После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога : «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации воспитателя в реальную жизнь.

Литература

1. Хухлаева О. В. Работа психолога с родителями. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

2. Чибисова М. Ю. Психолого - педагогические приемы и технологии эффективного взаимодействия с родителями учащихся. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2014.

2. Авдулова Т. П. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №8 2015.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

Консультация «Формирование правильной осанки у детей» Осанка, или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Таким образом, осанка-это приобретенное человеком.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для воспитателей «Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение» Говоря о диалогическом общении, диалоге, мы имеем в виду личностно значимое для детей речевое общение. Диалог понимается нами не только.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки» Консультация «Формирование уверенного поведения, повышение самооценки» Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка.

Консультация «Общение детей друг с другом»Консультация «Общение детей друг с другом» "Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Родительское собрание в 1 классе «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия» Родительское собрание Тем: «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия. Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Общение, направленное на формирование взаимопонимания»
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 00:36
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД