Ширшова Марина
Консультация для педагогов «Ребенок в общении с другими детьми»
Консультация для педагогов
На тему: «Ребенок в общении с другими детьми»
Подготовила: воспитатель
МАДОУ Детский сад № 24 г. Реж
Ширшова М. В.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях.
Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и
ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.
«О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»
Для этого необходимо рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными.
Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют прежде всего мужчины («дядя с бородой», а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой.
Поэтому в старшей логопедической группе «Радуга» с детьми проведена беседа о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
На примере из знакомых им сказок и литературных произведений (в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала царевне отравленное яблоко; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем). Посмотрели и обсудили с детьми мультфильм «О глупом мышонке». Также была организована беседа с приведением примеров из их собственного жизненного опыта.
«Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»
Специально рассмотрены типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.
Примеры:
Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.
Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми для детей специально подготовленные игры-драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов использовались образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием. Комментированный просмотр мультфильма. «Сказка «Колобок» с хорошим концом». Разыгрывание ситуаций по ролям.
Попробовали изменить ход знакомой сказки. («Красная шапочка не разговаривает с волком», «Спящая красавица не принимает яблоко от старухи»). П. И. «Свой, чужой, знакомый».
«Если «чужой» приходит в дом»
Так же детям разъеснено, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Мы разыграли разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг включили разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые ситуации подкрепили соответствующими сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).
«Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого»
Также мы рассмотрели и обсудили возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснили детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Мы с детьми обыграли эту ситуацию на примере сказки «Кот, лиса и петух». Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!» Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»
Цель — научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
У детей «образная» память. Детская психика «подстраховывается», что ребенок увидел, — то и будет стоять у него перед глазами. По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, дидактический материал.
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.