Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре»

лариса жданкина
Консультация для педагогов «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре»

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определё нные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре“» размещена в разделах

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребёнка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребёнка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Поэтому не случайным важным моментом в воспитательной работе стало целенаправленное возрождение культурных традиций русского народа, знакомство детей с его фольклором и выбраны следующие приоритеты :

1. Окружающие предметы, воспитывающие в ребёнке чувство красоты любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью великого народа;

2. Широко использовать все жанры фольклора: в нём, как нигде, отражены черты русского характера, присущие русскому человеку нравственные ценности;

3. Особое место в работе отвести приобщению детей к народной культуре через народные праздники и традиции. В них фокусируются, накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, поведением птиц, растений;

4. Знакомить детей с народным прикладным искусством, вести практические занятия, которые развивают руку ребёнка, восстанавливают эстетический вкус.

При этом перед педагогами стоят следующие задачи:

показать детям лучшие стороны русской народной жизни : в музыке, живописи, фольклоре;

научить чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ;

научить гордиться величием и богатством своей страны.

Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, её историям, обычаю, языку, культуре, очень важно найти близкие душе и природе детям формы работы. Много можно достичь через игру. Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движению. Во время прогулок, праздничных развлечений, забав эти игры незаменимы, так как способствуют созданию эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности.

Прежде чем знакомить детей с русской народной культурой педагогу следует самому многое узнать, прочесть, изучить, постараться почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы.

Изучая толкование истоков русских традиций, праздников, песен, обрядов, можно оформить в групповой комнате горницу, где есть печь и красный угол с иконами. Здесь ребятишки учатся прясть, ткать, шить, вышивать. И просто, когда хочется побыть одному, в «бабушкиной горнице» найдётся уголок.

Для обыгрывания колыбельных песен в групповой комнате можно использовать люльку с куклой-младенцем, кроватку-качалку, и вот уже маленькая непоседа чинно покачивает «дочку», напевая ей тоненьким голоском. Если все это объединить, можно создать мини-музей. В процессе создания мини-музея следует учитывать следующие принципы:

Интеграции - должны учитывать содержание образовательной программы ДОО и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности «Социализация», по воспитанию у детей патриотических чувств;

Деятельности и интерактивности – должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

Природосообразности – должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

Динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

Разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Можно оформить комнату сказок, где будут собраны куклы-герои русских народных сказок, изготовленные руками воспитателей и детей. Здесь можно проводить НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», сценические представления сказок.

Пословица гласит, что ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает, поэтому следует учить детей и народной мудрости, и рукоделию. Так, уже пятилетние дети могут изготавливать кукол: тряпичных, соломенных, глиняных и просто из полена. Примитивная кукла – болванчик даёт ребёнку свободу выдумки. Её легко представить и барыней, и крестьянкой, и матерью, и дочкой. Возможно, простенькая соломенная кукла – стригушка не вытеснит длинноногую красавицу Барби, но память о народной игрушке будет жить ещё в одном поколении.

Следует знакомить детей с русской народной культурой в соответствии с народным календарём. Годовой народный календарь – собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремёсла – помогает построить работу по естественному циклу, например: Осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гуляние; за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды; Масленица – проводы Зимы и Лето – с хороводами и песнями вокруг зелёной берёзки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Объединив все направления работы: декоративно-прикладное искусство, народные игры и игрушки, праздники обрядовые и календарные – следует разработать тематический план и систематизировать знания и умения детей в зависимости от возраста.

Работа педагога по реализации данного направления будет плодотворной, если привлечь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, можно завести папку «Учите вместе с нами». В неё помещаются потешки, загадки, пословицы, поговорки, которые дети учили в ДОО и родители дома могут повторить этот материал со своим ребёнком. По каждому жанру провести короткие беседы, консультации, разъяснить родителям, какую огромную пользу приносит народное творчество ребёнку. В уголок для родителей поместить статьи «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвится», «Загадка – гимнастика для ума».

Таким образом, целенаправленная систематическая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора. Дети открываются друг другу, охотно идут на общение, на взаимопомощь, взаимовыручку и это очень важно для воспитания наших детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре»
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 19:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД