Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Основы развития психофизических качеств»

Айна Александрова
Консультация для педагогов «Основы развития психофизических качеств»

Основы развития психофизических качеств

Психофизические (физические) качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно- силовые и временные характеристики движения ребенка. Они включают в себя такие понятия:

- ловкость,

- быстрота,

- сила,

- выносливость,

- гибкость,

- равновесие.

Публикация «Консультация для педагогов „Основы развития психофизических качеств“» размещена в разделах

Развитие и совершенствование психофизических качеств – одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников. Физическое развитие ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.

Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо- физиологических, биохимических, психологических особенностей.

Развитие психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в работе с детьми в строгой последовательность, включаются в разные формы двигательной деятельности (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, активный отдых, самостоятельную деятельность ребенка).

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Выделяют два вида ловкости: телесные и предметная (ручная).

Измерителями высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. т. о., показателями ловкости могут быть время, пространство и точность выполнения движений.

С целью развития и совершенствования ловкости предлагаются следующие виды упражнений:

-физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет, метание игры с мячом, лазание);

-общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема;

-подвижные игры;

-совместные упражнения вдвоем, небольшой группой с мячами, шестами;

-применение необычных И. п. (бег из положения стоя на коленях, сидя, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать);

- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Тесты по определению ловкости и координационных способностей:

-бег зигзагом (для детей 4-7 лет,

-прыжки через препятствие и пролезание под ним (для детей 4-7 лет,

-бросок малым мячом (150 г) в горизонтальную и вертикальную цели (для детей 3-7 лет,

-прыжки через скакалку (для детей 5-7 лет).

Быстрота (скоростные качества) – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н. Вавилова предлагает использовать следующие упражнения:

- с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью,

- на скорость (добежать до финиша как можно быстрее,

- с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый).

- скоростно-силовые упражнения (прыжки, метание,

- упражнения в размахивании, кружении, ударах, поворотах, бросании, выполняемых с максимальной частотой,

- подвижные игры (подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения).

Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Тесты по определению быстроты:

-бег на дистанцию 10 м с хода (для детей 4-7 лет,

-бег на дистанцию 30 м (для детей 4-7 лет,

-«челночный бег» 3х10м (для детей 4-7 лет).

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и снарядам (мяч, мешочек с песком). От развития силы в значительной степени зависит развитие быстроты, ловкости, выносливости. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.

При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные силовые напряжения:

- упражнения в беге, метаниях, прыжках,

- упражнения с повышенной сопротивляемостью (с набивными мячами, преодоление сопротивления партнера- парные упражнения,

- упражнения, отягощенные весом собственного тела (прыжки, лазание, общеразвивающие упражнения на укрепление основных мышечных групп,

- упражнения с весомыми предметами (набивной мяч, гантели,

- отжимание, подтягивание.

Тесты по определению силы:

-динамометрия кистей рук (детским ручным динамометром) – для детей 3-7 лет,

-становая динамометрия (для детей 3-7 лет).

-тесты по определению силовой выносливости:

-вис на согнутых руках (для детей 3-7 лет,

-поднимание ног в положении лежа на спине (для детей 5-7 лет)

Тесты по определению скоростно-силовых качеств :

- прыжок в длину с места (для детей3-7 лет,

- бросок набивного мяча (1 кг) (для детей 3-7 лет,

- метание легкого мяча на дальность (для детей 3-7 лет,

- прыжки на двух ногах боком за 10 с (для детей 4-7 лет).

Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.

Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность выполнять мышечную работу небольшой интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности. Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин:

- укрепление организма ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечной системы,

- улучшение функционирования организма, повышение его работоспособности,

- помощь в раскрытии и развитии природных задатков детей,

- формирование волевых качеств личности, черт характера: смелости, целеустремленности, решительности.

В исследованиях показано, что лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на коньках и лыжах и т. д.

Тест по определению выносливости:

- бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей – от 5 до 7 лет).

Гибкость – способность выполнять движение с максимальной амплитудой.

Гибкость дает легкость, свободу, непринужденность движений. Гибкость придает изящность, выразительность движениям. Результатом недостаточного развития гибкости являются травмы. Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений:

- общеразвивающие упражнения с предметами и без них,

- акробатические упражнения (кувырок, мостик, шпагат,

- упражнения с большой амплитудой (бросок, подлезание, прыжок в длину,

- упражнения на растягивание (стрейчинг).

Тесты по определению гибкости:

- наклон туловища вперед (для детей 3-7 лет).

Равновесие – способность сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

В качестве упражнений на развитие равновесия (статического и динамического) рекомендуются следующие виды:

- движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба,ползание, бег по скамейке и т. п. ,

- метание,

- качание на качелях.

В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Развитие психофизических качеств занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных психофизических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Загадка — золотой ключик развития, или Гимнастика для ума» "Загадка - золотой ключик развития или гимнастика для ума" Консультация для педагогов и родителей. Одно из самых любимых занятий наших детей.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики»Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики» Каждый ребенок любит и по - своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для педагогов «Значение игр с занимательным материалом для развития дошкольников» Игры с занимательным материалом вызывают у детей большой интерес. Дети могут подолгу играть с ним. В таких играх формируются важные качества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Основы развития психофизических качеств»
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 14:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД