Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия воспитателей с детьми»

Анастасия Смирнова
Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия воспитателей с детьми»

Цель: Повышение профессиональной компетенции в вопросах педагогической психологии

Задачи:

1. Ознакомить с основными фразами, влекущих за собой детскую депривация.

2. Дать рекомендации по работе с воспитанниками.

Основная часть:

Сегодня мы поговорим о наших взаимоотношениях как с воспитанниками, так и с собственными детьми. А именно о стилях нашего общения с ними. Для меня слово «воспитатель» является синонимом слова «человек, с большим сердце». Но порой в силу усталости или отсутствия понимания мы можем негативно влиять на детей. Иногда мы автоматически что-то говорим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми фразами. Эти фразы передаются из поколения в поколение, слетают с языка легко и незаметно, и часто наносят серьезный ущерб формированию личности ребенка, причем фраза на первый взгляд может выглядеть совершенно безобидной.

Публикация «Консультация для педагогов „Особенности взаимодействия воспитателей с детьми“» размещена в разделах

Взрослый для ребенка это авторитет, царь и бог в каком - то смысле. И все слова, что мы произносим они воспринимают буквально. Сейчас я предлагаю более подробно рассмотреть классификации фраз, негативно влияющих на психоэмоциональную сферу ребенка.

1. Фразы, которые предполагают пространственное изгнание.

Примеры фраз:

«Будешь баловаться, в другую группу отведу»;

«Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей».

Такие фразы воспитатели используют, когда грозятся наказать ребенка за плохое поведение – обещают отвести в незнакомое ему помещение. При этом помещения могут быть не только страшными (кабинет медсестры, заведующей, но унизительными – туалет, кладовка. Незнакомое пространство многие дети воспринимают как угрозу, и подобные неосторожные фразы могут привести к развитию у них страхов.

Рекомендация. Ведущие и наиболее уязвимые в дошкольном возрасте базовые потребности – это потребности ребенка в безопасности и принятии. В детском саду они уже нарушены из-за разлуки с родителями. Чтобы не усугублять ситуацию, воспитателям следует исключить фразы данной группы из общения с детьми.

2. Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребенка.

Примеры фраз:

«Посмотри, на кого ты похож…»;

«С таким мальчиком никто не будет дружить»;

«Не занимаешься – будешь глупым»;

«В младшую группу отведу – ты же ведешь себя, как маленький».

Фразы данной группы – оценочные. Они препятствуют развитию нормальной самооценки у детей. Кроме того, дети легко привыкают к тому, как их оценивает педагог : «Взрослый же лучше знает, какой я». После этого воспитательные воздействия на ребенка, который согласился с тем, что он плохой, уже невозможны.

Рекомендация. Чтобы сформировать у ребенка критичность и способность адекватно оценивать свои действия, следует избегать негативных высказываний обобщенного и ультимативного характера. В дошкольном возрасте нормативная, здоровая самооценка у детей завышенная, поэтому воспитатель должен разбирать вместе с ребенком его поведение в каждой конкретной ситуации.

3. Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем.

Примеры фраз:

«Если так будешь себя вести, не понятно, в кого ты превратишься!»;

«Еще раз сделаешь так, тебя выгонят из сaдика»,

«Плохо ешь – будешь маленьким, слабеньким».

Подобными фразами воспитатель программирует ребенка на негативное будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я во времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают фантазировать о своем будущем, не видят положительных перспектив. В дальнейшем это может плохо отразиться на обучении в школе.

Запугивания едой также оказывают негативное воздействие на детей: приводят к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.

Рекомендация. Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…»; «У тебя получается…».

4. Фразы, которые содержат гендерные ограничения или полоролевые нарушения.

Примеры фраз:

«Ты ведешь себя как мальчишка/девчонка» (для девочки/мальчика);

«Будешь такой вредной, никто замуж не возьмет. Кому такая нужна?»;

«Настоящие мальчики не плачут».

Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определенного пола. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.

Рекомендация. Воспитатель должен создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. При этом особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.

5. Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребенка.

Примеры фраз:

«Все делают нормально, ты один ничего не можешь»;

«Где ты видел такой дом? Это караул, а не дом!»;

«Из какого места у тебя руки растут?»;

«С чего ты решил, что тебе разрешат?».

Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, могут отказываться от своих увлечений. Между тем, именно в дошкольном возрасте формируются такие компоненты личности, как инициативность, целеполагание, готовность предлагать идеи и ставить цели.

Рекомендация. Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый ребенок сможет предложить свою идею. Задача педагога поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!»

6. Фразы, которые пугают ребенка отвержением со стороны родителей.

Примеры фраз:

«Мне маме рассказать, что произошло?»;

«Ну что, будем папу расстраивать?»;

«Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!».

Подобные высказывания опасны по многим причинам. Они пугают ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания.

Кроме того, такие высказывания представляют собой шантаж и предательство и отражают неготовность воспитателя брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.

Рекомендация. Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама.

7. Фразы, в которых используются пугающие персонажи

Примеры фраз:

«Не перестанешь кричать, вызову милиционера (чаще, чем полицейского)»;

«Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»;

Подобные фразы формируют страхи, которые оказывают сильное негативное воздействие на психическое развитие ребенка. Страхи сковывают ребенка, отбирают энергию, и ее не остается на познавательную активность. Они могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.

Рекомендация. Педагогу следует исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается. Тогда не придется запугивать детей, чтобы организовать дисциплину в группе.

8. Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей

Примеры фраз:

«Стой на месте»;

«Зaмри!»;

«Перестань крутиться».

Потребность в движении является базовой и важной для общего развития дошкольников. Если воспитатель постоянно одергивает ребенка, запрещает двигаться, это может сказаться на его психоэмоциональном состоянии. Нельзя заменить физическую активность замиранием, это приведет к еще большему взрыву.

Рекомендация. Чтобы остановить или затормозить чрезмерную двигательную активность ребенка, воспитатель должен направить ее на конструктивное движение : «Давайте все дружно отжиматься», или «Возьмемся за руки и будем водить хоровод с песнями». Исключение – гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания, в работе с которыми необходим комплексный подход и участие педагога-психолога.

Рекомендации педагогам : особенности построения фраз (обращений) :

О чем тебе нужно помнить? Применять вместо: «Будь осторожен!»

Пожалуйста, говори спокойно. Применять вместо: «Не ори!» или «А ну-ка, тихо!»

Сделаeшь сам или мне помочь? Применять вместо: «Я три раза повторила, а ну быстро делай!»

Чему тебя научила эта ошибка? Применять вместо: «Позор какой!» или «Надо было думать прежде, чем делать!»

Пожалуйста, … Применять вместо: «Хватит!» и «Прекрати!»

Мы на гонках сегодня, поэтому надо бежать быстро! Применять вместо: «Поторопись!» и «Мы уже опаздываем!»

Сейчас идем или через 10 минут? Применять вместо: «Пошли уже!» Пример: «Ребята, пойдем сейчас или еще поиграете 10 минут, а потом пойдем?»

Уважай себя и других. Применять вместо: «Веди себя нормально!» Пример: «Когда пойдешь на батут, помни, что нужно уважать себя самого и других людей».

Умей работать в команде Применять вместо: «Не командуй!» и «Никто не захочет с тобой играть, если ты будешь себя так вести!» Пример: «Ты — прекрасный лидер. Помни сегодня, что нужно уметь работать в команде. Задавай вопросы своим друзьям вместо того, чтоб раздавать им приказания, и давай другим побыть лидерами тоже».

Мне хотелось бы, чтобы ты… Применять вместо: «Прекрати делать то-то» и «Нельзя делать то-то».

Можно поплакать. Применять вместо: «Не будь как маленький!» или «Не реви!»

Используемая литература

1. Банщикова Т. Н., Ветров Ю. П, Клушина Н. П. «Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом». – М. : «Книголюб», 2004.

2. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. - СПб. : Изд-во «Речь», 2007.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов и воспитателей «Мозартика как модель социотерапевтической работы с детьми с ОВЗ и семьей»Консультация для педагогов и воспитателей «Мозартика как модель социотерапевтической работы с детьми с ОВЗ и семьей» Большой интерес представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и дети, и взрослые. Я хочу представить вам игровую технологию.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия воспитателей с детьми»
Опубликовано: 7 апреля 2022 в 14:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД