Получи документы

Консультация для педагогов по специфике использования дидактического материала, способствующего формированию у детей раннего

Елена Сикачева
Консультация для педагогов по специфике использования дидактического материала, способствующего формированию у детей раннего

Консультация для педагогов по специфике использования дидактического материала, способствующего формированию у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах

Публикация «Консультация для педагогов по специфике использования дидактического материала, способствующего формированию у детей раннего» размещена в разделах

Стоит отметить, что основной особенностью дидактических игр и материалов является их обучающий характер [32]. То, что дидактические материалы соединяют в себе обучающие задачи, готовое содержание и правила дает возможность воспитателю планомерно и последовательно проводить сенсорное развитие детей. Дидактические материалы созданы для воспитания и обучения детей, но при этом сам процесс воспитания и обучения проводиться не открыто, а в виде игры. Что позволяет развивать познавательную деятельность детей и их умение проводить интеллектуальные операции. Применение дидактического материала с целью формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов имеет свою специфику, как в части содержания самих материалов, так и в части их непосредственного использования [3].

Дидактические игры - это форма обучения детей раннего возраста, считается ведущей системой в образовании малышей. Такая методика дает отличный результат, если воспитатель обладает информационной базой и четко представляет схему работы с детьми, может определить степень усвоения информации малышами. В дидактической игре существует определенный свод правил, структура хода, а также градация оценок действий детей.

Такая игра требует наличие коллектива или группы участников. Учебный процесс предполагает наличие задачи или нескольких взаимосвязанных задач, которые необходимо решить, прибегнув к выполнению разнообразных заданий.

Дидактические игры проводятся посредством дидактического материала. Дидактические материалы они как бы дополняют и наиболее полно раскрывают некоторые темы при образовательной программе. Они в первую очередь необходимы детям для развития познавательных способностей. Их подбирает воспитатель в зависимости от того какого уровня достиг ребенок. Они используются для более лучшей подачи определенной информации.

Относительно содержания дидактических материалов, Н. Н. Поддъяковым было отмечено, что дидактических пособиях, как правило облегчены задания на выделение того или иного свойства у предметов. Существуют дидактические материалы, в которых внимание уделено сравнению по одному конкретному свойству. При этом сам предмет, обладающий комплексом, свойств как бы отходит на второй план. Соответственно, получается, что ребенок получает не информацию о предмете путем познания его свойств, а изучает свойства, которые могут быть присущи большому количеству предметов [24]. В других дидактических материалах отмечается такой путь развития сенсорных представлений как переход от целостного восприятия предметов к вычленению их отдельных свойств. Но при этом сами свойства в предметах находятся в таких сложных и многообразных связях, что сравнение по данной совокупности свойств для ребенка становиться практически невыполнимым. В связи с этим Н. Н. Поддъяков совместно с Н. П. Сакулиной разработал определенную последовательность изучения предметов, являющуюся общей для всех видов деятельности [25; 26] : сначала происходит восприятие целостного облика предмета, затем выделяются его основные части, после определяются свойства этих частей и их пространственные взаимоотношений. И напоследок выделяются более мелкие части предмета и устанавливается их пространственное расположение по отношению к основным частям. Т. е. происходит повторное целостное восприятие предмета [6].

Воспитателями отмечено, что чаще всего дети приходят в сад, не имея необходимого для адекватного сенсорного развития чувственного опыта. Для детей характерно слабое развитие сенсорных способностей, мелкой моторики и глазомера. У них нет достаточно полных для их возраста представлений о цвете, форме и качествах предметов. С целью восполнения данного пробела в развитии детей в детском саду создаются необходимые для обогащения зрительного сенсорного опыта в разных центрах активности в группе условия. Кроме того, воспитателями разрабатываются и применяются упражнения и игры, которые направлены на обогащение их слухового, обонятельного, осязательного и тактильно-двигательного чувственного опыта детей. Немаловажным в реализации задачи по формированию сенсорных представлений у детей является привлечение родителей к данному процессу, что позволяет синхронизировать воспитательные процессы дома и в дошкольном учреждении. Но основным моментом здесь все же является содержание тех дидактических материалов, которые применяются воспитателями в процессе работы с детьми в группе [28].

Так как дети практически целый день проводят в детском саду, для них создается определенная предметно-развивающая среда, обеспечивающая накопление чувственного опыта. В качестве дидактических материалов, которые могут входить в предметно-развивающую среду данного рода могут выступать игрушки для развития мелкой моторики, восприятия формы и величины предметов, восприятия цвета и звуков, а также оборудование для проведения элементарных опытов. При организации предметно-развивающей среды необходимо подбирать такие игрушки, которые будут отличаться друг от друга по величине, форме и цвету. Например, это могут быть детали конструктора, куклы в платьях разных цветов, ведерки разного цвета, шары и пр. [29].

Так как дети в возрасте 2-3-х лет очень любят подражать взрослым, в предметно-развивающую среду можно включить элементы, которые применяют дома взрослые члены семьи ребенка. Это могут быть ситечки, совочки, щеточки, которыми пользуется мама, чтобы дети, как и мама, могла мести, вытирать и просеивать. С такими предметами можно придумать самые разные игры. Примером тому является игра «Волшебное ситечко», суть которой заключается в том, что дети просеивают крупу, отделяя, например, рис от манки или же вылавливая шарики из воды. Разнообразие дидактического материала позволяет вызвать у детей интерес к происходящему.

Кроме всего прочего, рекомендуется сделать сенсорный уголок достаточно мобильным, когда, несмотря на то, что оборудование и игрушки расположены в шкафах, воспитатель имеет возможность менять их местоположение и в зависимости от того, какую тему имеет конкретная образовательная деятельность и запланированные дидактические игры. Знакомство с сенсорным эталонами должно происходить непосредственно в процессе образовательной деятельности, такой как рисование, лепка, конструирование и пр.

Многие воспитатели склоняются к применения методического пособия под названием «Домашняя школа Монтессори». Это пособие удобно тем, что оно позволяет разрабатывать конспекты образовательной деятельность именно в игровой форме. В эти конспекты могут входить такие задания как «собираем ягоды», «посыпаем дорожки», «Бусы порвались», «Яна заболела – готовим лекарство» и т. д. Но при работе с детьми 2-3 летнего возраста необходимо делать скидку на их возрастные особенности и постоянно повторять задачи занятия в процессе совместной со взрослыми деятельности и в процессе самостоятельного выполнения заданий. Это специфика развития детей раннего возраста ставит воспитателя перед необходимостью тщательного обдумывания процесса осуществления сенсорного воспитания детей в ходе совместной деятельности.

Необходимо помнить, что дидактические игры и упражнения являются вспомогательными методами проведения общей образовательной деятельности. Они также служат расширению, уточнению и закреплению полученных детьми знаний и умений. Деятельность подобного рода должна быть систематизированной, т. е. переходить от простого к сложному. Реализовать данное условие помогает составление перспективного плана, в котором, кроме всего прочего, прописываются дидактические материалы, которые будут использоваться на тех или иных занятиях. Например, в сентябре используются дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики», «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам», которые подразумевают включение двух цветов. А в ноябре в план входят дидактические материалы, включающие уже 3 цвета («Собери пирамидку», «Разноцветные шарики», «Просеивание через сито» и др.).

Очень важно при проведении занятий создавать в игре проблемную ситуацию. Например, воспитатель говорит: «Яна пролила воду на стол. Что мы будем делать?» (возьмем губку и соберем воду в чашку). Или же «Яна просыпала крупу. Что будем делать?» (возьмем совок, сметем крупу в совок и высыплем ее в банку).

Как правило, при отсутствии у детей достаточного для их возраста уровня сенсорного развития, на первых занятиях действия детей и их движения характеризуются неловкостью и несобранностью. Например, им трудно держать ситечко правильно, они не умеют сметать крупу со стола щеткой и т. д. По мере развития сенсорных способностей данные навыки усваиваются все лучше. Необходимо помнить, что при отсутствии у детей достаточных представлений о цвете предметов или их формы, детям необходимо помогать, постоянно исправляя их ошибки, но не требуя при этом специального запоминания, так как это мешает осознанному восприятию и различению цветов и форм предметов. К числу наиболее эффективных приемов в таких ситуациях относят связывание любого понятия в представлении ребенка с реальным предметом, для которого указанный признак является характерным (кирпич – прямоугольный, шар – круглый и т. д.). Важно привлекать к изготовлению дидактических материалов родителей детей. Это позволяет родителям не просто поучаствовать в важной стороне жизни их ребенка, но получить представление о том, как происходит его сенсорное развитие. Соответственно, родители учатся применять дидактические материалы и могут заниматься по ним с ребенком дома.

Дидактические материалы, способствующие формированию у детей представления о сенсорных эталонах, в своем содержании должны предоставлять детям возможность повторно воспринимать окружающие их предметы и свойства этих предметов. Использование дидактических материалов должно способствовать развитию у детей умений проводить первичное обобщение, группировку предметов по общим свойствам, соотносить и сравнивать жизненные свойства предметов с сенсорными эталонами и т. д. При этом необходимо помнить, что смысл применения дидактических материалов заключается в том, чтобы предоставить ребенку возможность действовать самостоятельно. Поэтому, если ребенок не знаком с представленным ему дидактическим материалом, педагогу необходимо предварительно провести разъяснительную беседу.

Дидактические материалы в своем содержании хороши тем, что они, как правило, отражают особенность национального характера, дают ребенку представления о природе родного края, истории родного города или страны, формируют у него понимание трудовой деятельности, а также быта того или иного народа. Дидактические игрушки, которые используются в процессе развития сенсорных способностей детей, передаются из поколения в поколение и, несмотря на давность своего применения, они по-прежнему способствуют развитию у детей речи, воли, внимания, точности к координации движений, формированию у детей представлений о цвете, форме и прочих свойствах предметов (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

Включение дидактических материалов в общую образовательную деятельность и последующая организация их применения должны проводиться в соответствии с определенной последовательностью этапов, а именно: подготовка к проведению занятия, проведение занятия, в том числе и применение дидактических материалов; анализ проведенной работы.

Дидактические материалы по своим характеристикам должны быть доступны детям для обследования и проведения действий с ними. Организация деятельности с применением дидактических материалов должна сопровождаться объяснением правил проведения занятия. В ходе данной деятельности большое значение имеют жесты и мимика педагога, так как дети 2-3 летнего возраста очень чутко реагируют на выражение глаз, мимику лица, улыбку воспитателя. Объясняя правила дидактической игры, воспитатель должен обратить свой взгляд на каждого из детей по очереди, чтобы каждый из детей почувствовал свою включенность в процесс. Успешность проведения занятия с использованием дидактического материала обуславливается предварительной подготовкой детей к нему : детей необходимо познакомить с предметами, которые будут использоваться на занятии, их свойствами и пр. Если проведение занятия подразумевает включение потешек или стишков, то воспитатель должен знать их наизусть и читать выразительно. При подведении итогов стоит уделять внимание только положительным моментам занятия, отмечать хорошее поведение детей.

В целом процесс развития сенсорных эталонов путем применения дидактических материалов основывается на следующих принципах [6] :

– развитие ведущих для данного возраста качеств и норм поведения;

– интеграция воспитательных задач;

– организованный и систематический характер обучения;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей;

– поддержание эмоционального тонуса.

Также во время занятий воспитателю необходимо обращать внимание на эмоциональное самочувствие ребенка. Любые положительные эмоции активизируют процессы восприятия, повышают их продуктивность, улучшают запоминание, совершенствуют умения, позволяют получить удовольствие от выполненного действия, в то время как отрицательные эмоции имеют прямо противоположенный эффект. Поэтому не следует начинать занятие с ребенком, если он расстроен или плохо себя чувствует.

Сенсорное воспитание в 2-3 года – это главное условие для организации познавательного развития, а также для развития способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. Развитие сенсорных представлений имеет большое значение в психологическом и социальном становлении личности. Адекватному формированию у детей сенсорных представлений способствует постоянная работа в данном направлении, а также применение дидактических материалов. Применение дидактических материалов дает возможность развернуться познавательной активности детей, позволяет формировать их представления об окружающем мире, развивает в них способность к выделению особенностей предметов путем сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей.

В основе сенсорного развития ребенка лежит формирование у него правильного восприятия окружающей действительности. Т. е. для того, чтобы иметь правильные представления об предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их свойствах, ребенку необходимо иметь адекватный этим умениям уровень восприятия. Дети раннего возраста начинают с самого простого уровня восприятия – чувственного восприятия и постепенно, по мере своего развития, переходят к восприятию зрительному. На успешность формирования восприятия оказывает влияние множество факторов, начинают от здоровья самого ребенка и заканчивая той средой и той обстановкой, в которой он растет и развивается. Для того чтобы сенсорное развитие имело последовательный систематизированный характер оно должно проходить с непосредственным участием взрослого. Но при формировании сенсорных представлений у детей раннего возраста необходимо делать учет на их возрастные особенности. Так дети 2-3 летнего возраста будут иметь лишь некоторые представления о цвете, форме, величине и иных свойствах предметов. Их действия и движения, как правило, неточны и несинхронизированы. Кроме того, детям данного возраста необходимо постоянно повторять условия выполнения задания, направленного на развитие у них сенсорных способностей, поощрять в случае удачного выполнения задания, не заостряя внимание на ошибках. Также у ребенка должна быть возможность к самостоятельному выполнению заданий, а дидактические материалы, включенные в занятия должны быть доступны и понятны каждому ребенку. Соблюдение требований к содержанию и подаче дидактических материалов в процессе проведения общеразвивающих занятий с детьми раннего возраста позволит достичь наиболее высоких результатов в процессе формирования у детей представлений о сенсорных эталонах.

3. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст] / Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992. – 96 с.

6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. [Текст] / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.

24. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] : Пособие для воспитателей / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. – 2-е. изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1998. – 192 с.

28. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду : (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.

29. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е. И. Удальцова. – Минск: Народная Асвета, 1976. – 150 с.

32. Глебова, И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] / И. Ю. Глебова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, январь 2014 г.). – СПб. : Заневская площадь, 2014. – С. 33-35.

Публикации по теме:

«Фоторамка с секретом». Мастер класс использования бросового материала для фоторамки-шкатулки«Фоторамка с секретом». Мастер класс использования бросового материала для фоторамки-шкатулки «Фоторамка с секретом.»«Используй то, что под рукою и не ищи себе другое.»Говорил герой моего любимого мультфильма Филиас Фог. Рамкой, сделанной.

Год экологии. Ещё несколько идей использования бросового материалаГод экологии. Ещё несколько идей использования бросового материала В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста приобретает все большее значение. Формирование у детей основ экологической.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования»Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования» Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Мастер-класс для педагогов по изготовлению развивающего дидактического пособия «Галерея тканей»Мастер-класс для педагогов по изготовлению развивающего дидактического пособия «Галерея тканей» 1 Слайд Мастер – класс «Галерея тканей» Подготовила: Учитель –дефектолог Анисимова Надежда Дмитриевна. 2 Слайд Актуальность.

Мастер-класс «Идея использования бросового материала»Мастер-класс «Идея использования бросового материала» Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. (.

Систематизация дидактического материала по лексической теме «Мебель» Тема: «Мебель. Части мебели». Сроки: 2-я неделя декабря. Итоговое событие: инсценировка р. н. сказки «Три медведя» Задачи: Формировать представления.

Систематизация дидактического материала по лексической теме «Ранняя весна» Тема: «Ранняя весна» Сроки: 1-2 неделя марта. Итоговое событие: Конкурс чтецов. Задачи: Расширять и углублять представления детей о сезонных.

Систематизация дидактического материала по теме «Перелетные птицы осенью» Тема: «Перелетные птицы» Сроки: 1-я неделя ноября. Итоговое событие: Выставка рисунков. Проект «Перелетные птицы нашего края» Задачи: Дать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов по специфике использования дидактического материала, способствующего формированию у детей раннего
Опубликовано: 5 июля 2020 в 18:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД