МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Наталия Иванова
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Иванова Наталия Владимировна воспитатель

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов

Цель: распространение педагогического опыта.

Публикация «Консультация для педагогов „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с произведениями русских народных сказок.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о стыде, совести, доброте, справедливости, правде. Поэтому я считаю, что приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. Здесь мне на помощь приходят русские народные сказки.

Свою работу я начала с того, что выявила степень знаний детей о русских народных сказках.

Цель: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок.

Задачи:

1. Формирование первоначальных представлений у детей о культуре, красоте, благородстве и жизни русского народа.

2. Воспитание устойчивого интереса к русской народной культуре через сказки.

3. Знакомство детей с иллюстрациями к русским народным сказкам.

4. На примере героев русских народных сказок способствовать развитию у детей лучших черт русского характера как доброта, терпение, дружелюбие, любовь, послушание, трудолюбие, уважение к родителям и т. д.

5. Создать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, театральную, игровую деятельность, связанную с сюжетом сказок.

6. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми: беседовать, читать книги, гулять и т. д.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.

Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек - матерей.

Во время чтения русских народных сказок я демонстрировала детям иллюстрации и картины к ним. Вела беседы о смысле сказок, о характерах и поступках персонажей с целью формирования нравственных качеств. При рассказывании сказок выясняла, как дети понимают некоторые выражения, встречающиеся в сказках. Ребята с большой радостью слушают в записи музыкальные сказки.

В группе была создана развивающая предметно - пространственная среда соответствующая возрасту детей группы. В книжный уголок подобрали русские народные сказки с красочными иллюстрациями в соответствии с Программой. Детям на выбор предложены дидактические и настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок с различными заданиями (лото, пазлы, разрезные картинки и др.).

Я обыгрывала с детьми различных сказочных героев с использованием ряженья (маски, сарафаны, шапочки ит. д., где каждое выразительное движение сопровождала меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая. Во время пересказа сказок побуждала детей к интонационной выразительности диалогов между персонажами. Таким образом, дети передавали свое отношение к вновь прочитанным и уже известным сказкам.

Для формирования образов сказочных героев были организованы разные виды художественной деятельности (аппликация «Сказочная избушка», лепка «Животные из разных сказок», рисование «Зайчик», «Медведь», «Птичка»). Для раскрытия творческих способностей и дальнейшего обыгрывания сюжета, дети конструировали «Домики для зайчика и лисы».

Для пополнения развивающей предметно-пространственной среды (РППС) изготовила ряд дидактических игр и пособий: «Волшебные бусы», пальчиковый театр «Репка», «Животные», кукольный настольный театр из бросового материала «Сказочные жители», «Гуси-лебеди», дорожка здоровья (следочки, кочки, лужи, д/и «Пернатые друзья», «Угадай» и др. Оформила папки: «Народные подвижные игры», «Физкультминутки». Сделала подборку потешек, пальчиковых игр, утренней гимнастики по сказкам для детей младшего возраста. Вместе с родителями изготовили мышек на каждого ребенка, своими руками. А также пополнили театр сказками: «Кот в сапогах», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Колобок».

Родители постоянно принимают участие в изготовлении костюмов к праздникам, участвуют в различных конкурсах и выставках. В настоящее время приняли активное участие в создании «Музея посуды».

При работе с родителями были проведены:

- Индивидуальные беседы;

- Консультации на тему : «Развитие у детей личностных качеств», «Почитайте ребенку сказку» и другие.

Привлечение родителей к помощи в изготовлении костюмов, атрибутов.

Также в своей работе использую театрализованные игры для детей :

Игры в кукольный театр - настольный театр, театр на руке, напольные игры.

Игры-драматизации - инсценировка потешек, инсценирование песен, инсценирование русских народных сказок, творчество детей.

Театрализация русских народных сказок - на праздниках, развлечениях.

Работа над опытом велась в течение трех лет с постепенным усложнением подачи материала.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: система, организованная в ДОУ, направленная на воспитание нравственной личности ребёнка, приобщении его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, даёт положительные результаты. Данную работу следует продолжать, находя новые методы, приёмы, опираясь на созданную и апробированную систему занятий.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 15 января 2020 в 20:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД