МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие координационных способностей дошкольников посредством нетрадиционного оборудования»

наталья сидоренко
Консультация для педагогов «Развитие координационных способностей дошкольников посредством нетрадиционного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов : «Развитие координационных способностей дошкольников посредством нетрадиционного оборудования (нестабильной опоры)»

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие координационных способностей дошкольников посредством нетрадиционного оборудования“» размещена в разделах

Координация движения — точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего телa, согласование, ведущее к тому, что все наши движения становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих aнтагонистических мышц. Одной из главных задaч физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Так как значительное воздействие обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить двигательные акты; во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних действий к другим в соответствии с требованиями изменяющихся условий. Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, a именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей.

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организмa. Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста. Как считает Е. Н. Вавилова и Э. С. Вильчковский, в старшем дошкольном возрасте начинают активно проявляется координационные способности. Но для их совершенствования важно вводить в содержание двигательной деятельности детей упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления. Выделяют следующие педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности: учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; эмоциональный комфорт для каждого ребенка; использование разнообразных целенаправленных методов и форм развития физических качеств; создание предметно-развивающей среды.

1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, а позже К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

2. Эмоциональный комфорт является жизненно важным для ребенка на каждом этапе его развития, от него зависит восприятие ребенком окружающего мира и его психическое здоровье в целом. В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

3. Для планирования средств, методов и осуществления целенаправленной работы по воспитанию координационных способностей у дошкольников 5–6 лет необходимо учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе занятий физическими упражнениями. С учетом этого определены основные средства и методы воспитания координационных способностей у дошкольников 5–6 лет. Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности формируется практически во всех упражнениях, применяя методический прием: рассказ и показ детям — что значит свободно, не напряженно, легко. При этом нужно ориентировать детей на предметное мышление, подражание животным и т. п. Наряду с повторным методом, используемым для воспитания координационных способностей у детей 5–6 лет, актуальным является игровой метод, поскольку ведущим видом деятельности для детей этого возраста является игра. Использование игрового метода в процессе воспитания координационных способностей предусматривает включение в образовательную деятельность дошкольника разнообразных сюжетных, подвижных, музыкальных игр, игр со спортивной направленностью.

4. Создание предметно-развивающей среды. Под физкультурно-игровой средой мы понимаем обеспечение тесного взаимодействия в пространстве дошкольного образовательного учреждения всех видов двигательной активности, соответствующих возрасту детей, направленных на воспитание координационных способностей. Создавая физкультурно-игровую среду, направленную на воспитание координационных способностей детей 5–6 лет в образовательном пространстве ДОУ, особое внимание мы уделили методическим аспектам проведения различных форм физкультурных занятий.

Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей приобрела еще большую актуальность в условиях реформирования и модернизации системы образования. Повысились требования к содержанию образовательных программ, материальному обеспечению, изменился контингент воспитанников: в ДОУ появляется все больше детей «Группы риска» или «условно здоровых». Снижение показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста обусловлены ухудшением социально – экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, низкой двигательной активностью.

В современном дошкольном образовании физкультурно – оздоровительному направлению в развитии детей уделяется непосредственное внимание, которое включает различные виды гимнастики, самомассаж, занятия физической культурой, подвижные игры. Все эти формы реализуют инструктора по физическому воспитанию в условиях специально организованных форм оздоровительной работы и воспитатели на занятиях, прогулках, в режимных моментах и свободной детской деятельности.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связанно так тесно с общим воспитанием, как в первые 7 лет жизни. Именно в детстве формируются основы всесторонней двигательной подготовленности и физического развития. Именно дошкольный возраст – период, когда интенсивно формируется опорно – двигательный аппарат. Здоровье дошкольника напрямую зависит от состояния опорно – двигательной системы организма, выполняющей множество жизненно важных функций, и патологические изменения которой ведут к ухудшению всех его систем.

Разностороннее развитие двигательных способностей, основных физических качества координации движения определяет уровень физической подготовленности детей.

Совершенствование движений рук чрезвычайно важно для общего психического развития ребенка, так как позволяет ему перейти от зрительного восприятия мира к активному, действительному. Поэтому так важно, чтобы дошкольник мог непроизвольно координировать свои движения.

При построении физкультурно – оздоровительной работы в нашем ДОУ мы уделяем особое внимание формированию правильной осанки, так как у большинства детей ослаблен мышечный корсет, а также развитию координационных способностей.

Какие вы знаете нестабильные опоры? (одним словом- балансиры)

Мы используем достаточно новое для ДОУ оборудование : фитболы, балансировочные диски и бревно – балансир, степ-платформа.

Фитбол – новое направление оздоровительных видов гимнастики с использованием больших гимнастических мячей.

Занятие с использованием фитбола доставляет детям большое удовольствие. Такие занятия имеют свои особенности, они уникальны по своему воздействию на организм. Упражнения с использованием фитбола вызывают активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающую обменные процессы организме.

Мяч создает хорошую амортизацию, во время динамических упражнений осевая нагрузку на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе, что создает оптимальные условия для формирования правильной осанки, снимая стресс с позвоночника, восстанавливая его правильное положение.

Нестабильная опора постоянно вынуждает ребенка в целях сохранения равновесия включать в работу те или иные группы мышц, чего невозможно добиться в условиях жесткой опоры.

Прыжковые, покачивающие, вращательные, перекатывающие движения стимулирует работу вестибулярного аппарата, развивая чувство равновесия, двигательную координацию и ориентирование в пространстве. В данных движениях намного больше необычных «полетов», новых ощущений и поэтому выполняются они с большим удовольствием. Длительное применение фитбол – гимнастики позволяет быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества, что способствует повышению уровня физической подготовленности детей.

Балансировочный диск представляет собой неустойчивую платформу, применение которой в процессе занятий способствует развитию чувства равновесия, координации, силовых способностей ребенка, укреплять мышцы ног и спины, вестибулярный аппарат, правильно формировать голеностопный сустав, развивать глазомер, повышать уровень физических качеств ребенка, укрепление здоровья средствами упражнений и подвижных игр с использованием нестандартного физкультурного оборудования.

Занятия на балансировочном диске укрепляют мышцы – стабилизаторы, которые редко задействованы при выполнении обычных упражнений при выполнении даже несложных движений ребенку приходится, удерживая равновесия, задействовать практически все мышцы, даже самые мелкие, что способствует гармоничному физическому развитию тела. Упражнения на балансире укрепляют опорно – двигательный аппарат, улучшают осанку, развивают гибкость. Благодаря использованию на занятиях балансировочных дисков ребенок лучше ощущает свое тело в пространстве, у него развивается координация. Занятия проводятся под строгим контролем взрослого, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности.

Применять балансиры можно в различных вариантах:

- в форме полных занятий оздоровительно- тренировочного характера с детьми старшего дошкольного возраста (продолжительность 25-35 минут);

- как часть занятия (от 10 до 15 минут);

-в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

- в показательных выступлениях детей на праздниках;

- и просто как игра или развлечение.

Начинать занятия необходимо с самых простых упражнений. Однако несложное и на первый взгляд привычные упражнения на балансере превращают в нечто новое и не всегда легко выполняемое. Они позволяют задействовать при работе практически все группы мышц, в том числе те, которые не включаются в работу при выполнении простых упражнений на гимнастическом коврике.

Бревно позволяет расширить диапазон упражнений по сравнению с диском и квадратным балансером. На нем можно балансировать, расположившись в разных направлениях, ноги вдоль и поперек бревна. В разных положениях задействованы разные группы мышц. Кроме того, бревно можно положить плоской стороной вниз и ходить по нему, укрепляя мышцы стопы. Бревно используется для профилактики и лечения плоскостопия. Такое упражнение полезно выполнять в любом возрасте.

Вопросы:

1. Какие тесты используем для определения координационных способностей :

- челночный бег 3раза по 10 метров (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющийся обстановки).

- статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей).

- подбрасывание мяча и ловля его.

- прыжки через скакалку.

2. Что такое нестандартное оборудование?

(оборудование выполненное руками воспитателей и родителей из подручных средств и материалов).

3. Для чего используется нестандартное оборудование?

(повышать интерес к выполнению основных движений и игр, формировать физические качества и двигательные умения).

4. Для чего используется нестандартное оборудование «Нестабильная опора»?

(развитие координационных движений; равновесия; плоскостопия; укрепление мышц)

5. Для чего используется нестандартное оборудование «Моталочки»?

(развитие мелкой моторики рук, быстроту движений)

6. Для чего используется нестандартное оборудование «Тоннель»?

(развитие координации движений, умение ориентироваться в замкнутом пространстве)

7. Какое нестандартное оборудование используете вы в работе и с какой целью?

8. Какие требования мы соблюдаем при использовании нестандартного оборудования? (безопасность в использовании, эстетическая привлекательность, простота в изготовлении, соблюдение гигиенических требований, многофункциональность доступность в использовании).

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие координационных способностей дошкольников посредством нетрадиционного оборудования»
Опубликовано: 26 марта 2020 в 12:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие координационных способностей дошкольников посредством нетрадиционного оборудования»» (включая файлы) размещена пользователем наталья сидоренко (УИ 2271651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД