Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника»

Калашникова Наталья Ивановна
Консультация для педагогов «Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника»

Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Сухомлинский В. А.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умение концентрировать внимание. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника“» размещена в разделах

В последнее время в дошкольном учреждении наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Кроме того, у детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. У многих детей слабо развиты мышцы пальцев, движения рук неуверенные, скованные, содружество пальцев и ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день. При проведении занятий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи по рисованию, аппликации, конструированию, обратила внимание, что у многих детей часто возникают затруднения в использовании ножниц, складывании бумаги, умении правильно держать мелкие детали, карандаш или кисть. Линии при рисовании ломаные и прерывистые. Дети затрудняются в подражательных движениях. У детей с тяжёлыми нарушениями речи плохо сформированы навыки самообслуживания: дети не умеют застёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки. Это свидетельствовало о слабо развитой мелкой моторике детей.

Поэтому в качестве приоритетного направления имеет место развитие и совершенствование моторики кисти и пальцев рук у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Причины, ведущие к недосформированности мелкой моторики :

• Недостаток времени у родителей, как причина плохого развития мелкой моторики

• Замещение родителями действий ребенка (КГН)

• Неверное представление родителей о раннем мелкомоторном развитии детей (акцент на раннем интеллектуальном и логическом развитии)

Педагогическая запущенность

Главные принципы в работе с мелкой моторикой :

• Принцип целенаправленности

• Принцип поэтапности

• Принцип систематичности и последовательности

• Принцип наглядности обучения

• Принцип интегрированности

• Принцип адаптивности

• Принцип прочности

Упражнения делим на три этапа:

1 этап – упражнения для кистей рук

2 этап – упражнения для пальцев рук

3 этап – развивающие пальчиковые игры

Помочь развить мелкую моторику ребенку можно разными способами:

Массаж рук

Пальчиковая гимнастика

Развивающие игры :

Пальчиковая гимнастика играет важную роль в развитии ребенка :

• способствует овладению навыками мелкой моторики;

• помогает развивать речь;

• повышает работоспособность головного мозга;

развивает внимание, мышление, память, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

• снимает тревожность.

Виды игр для мелкой моторики рук, с целью развития речи ребенка :

• Пальчиковые игры

• Доски Сегена и бизиборды

• Театр (пальчиковый, деревянный, магнитный и т. д.)

• Пазлы и разрезные картинки

• Шнуровки и бусинки

• Игрушки-липучки

• Игры с прищепками

• Мозаика

Конструктор

• Трафареты

• Кинетический песок

• Игры с водой

Игры для рук (рисование кремом по зеркалу)

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Массажные щё тки или колючий мячик:

Ребёнок катает мяч или круглую щё тку между ладонями движениями вверх-вниз: сначала медленно, затем увеличивает темп и повторяет за педагогом :

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно: сначала одной, потом другой руки.

Я мячом круги катаю

Вперед-назад его гоняю

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.

(Движения соответствуют тексту)

Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». Можно катать стопой по полу, заменив «ладошки» на «ножки», делать массаж частей тела, называя их.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Упражнения с карандашом:

1. Самомассаж рук.

С помощью граненых карандашей ребенок массирует:

• ладони и пальцы (катание карандаша между ладонями, пальцами);

• кончики пальцев;

• поверхностей внешней стороны кисти рук;

• подушечки большого пальца (пружинка, спускаемся по лесенке, крючки, насос, качели и другие упражнения);

межпальцевые зоны.

2. Карандаши

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально). Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счёт до 10.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Пособие «Проверяй-ка» :

Во время обдумывания задания, ребенок мыслит и учится логически рассуждать. Придя к верному ответу и продемонстрировав выбранный вариант карандашиком, вставляет его в нужное окошко. Потянув за карточку, мы проверяем верность ответа.

Игры-шнуровки:

Развивают мелкую моторику и скоординированную работу рук

• Выявляют доминирование правой (левой) руки

• Формируют умение соблюдать порядок действий

• Способствуют развитию памяти, внимания, речи, мышления, воображения

Доски Сегена:

Игра развивает :

Зрительно-моторную координацию

• Память

• Внимание

• Логическое и пространственное мышление

• Стимулирует речевое развитие

• Совершенствует наглядно-действенное мышление

• Выявляет способности ребенка к осмысленным действиям

Пазлы:

Игра развивает :

Мелкую моторику, усидчивость

• Наглядно-образное мышление

• Внимание, память, логическое мышление

• Стимулирует речевое развитие

• Способствует расширению словарного запаса

• Обучает основным цветам и оттенкам

Все элементы набора сделаны из мягкого, прочного и безопасного материала EVA

IQ -Лото:

с прозрачными карточками помогает развитию сенсорики, мышления, речи, мелкой моторики, а также закрепляет понятия: форма, цвет, размер, пространство, количество и объем, учит сравнивать и группировать

Занимательные карточки:

Работая с карточками-пазлами, ребенок задействует мелкую моторику рук, одновременно работая над такими заданиями, как: чтение, счет, знакомится с окружающим миром

Упражнение с прищепками:

Упражнения с прищепками развивают :

мелкую моторику

• скоординированную работу рук

• мыслительную деятельность

• активизируют речь ребенка

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно прикреплять прищепки. Для повышения интереса к игре используем прищепки по различным темам (лучики к солнцу, иголки к ёжику, дождик к тучке, травку к земле и т. п.).

Прищепки в виде пособия

Прищепки как дополнение предмета:

В игре можно использовать:

• Прищепки как дополнение предмета

• Бельевые прищепки

Кроме обычных и декоративных прищепок, можно использовать детские заколки - крабики.

Рыбалка:

Игра развивает :

• Координацию движений рук

• Усидчивость, ловкость рук

• Речь, внимание, память, мышления

• Воспитывает умение играть по правилам

Кубики и кубики-пазлы:

Игры развивают :

• Логическое и пространственное мышление,

• Сенсорику

• Воображение и речь

• Учат конструированию

Развивают моторику и координацию движений,

• Тренируют память и внимание

Кубики-пазлы можно использовать как альтернативу классическому конструктору.

Постоянные упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Способность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Всё это дает благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников" Здравствуйте, уважаемые коллеги и уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников" Здравствуйте,.

Консультация для родителей и педагогов «Роль баскетбола, пионербола и волейбола в развитии ребенка»Консультация для родителей и педагогов «Роль баскетбола, пионербола и волейбола в развитии ребенка» Я очень люблю спорт. Но особенно играть в волейбол, пионербол,баскетбол. И когда к нам приезжают дети, которым не противопоказаны по.

Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики»Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики» Каждый ребенок любит и по - своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника»
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 08:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД