Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Структура проекта в ДОУ»

Екатерина Теплова
Консультация для педагогов «Структура проекта в ДОУ»

В современном образовании метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Публикация «Консультация для педагогов „Структура проекта в ДОУ“» размещена в разделах

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель.

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

Тему проекта можно выбрать из определенного раздела образовательной программы. Но в практике работы бывает, что тема возникает по инициативе детей. Это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

В структуре проекта выделяют следующие компоненты:

1 - Тема.

2 - Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).

3 - Возраст детей.

4 - Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

5 - Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).

6 - Цель и задачи проекта.

7 - Выдвижение гипотезы

8 - Этапы реализации

В практике выделяют следующие этапы работы над проектами :

I. Подготовительный этап

Этап целеполагания. Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Один из способов введения в тему – модель «трёх вопросов» :

ЧТО ЗНАЮ? Содержание, то, что дети уже знают.

ЧТО ХОЧУ ЗНАТЬ? План (тема проекта).

КАК УЗНАТЬ? Источники новых знаний, т. е. средства.

Диалог педагога с детьми способствует:

• развитию саморефлексии ребенка, оценки имеющихся знаний;

• приобретению новых знаний по теме в свободной раскованной атмосфере;

• развитию речи и собственно речевого аппарата.

II. Организация проектирования

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Последовательность работы педагога на данном этапе :

педагог намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

• обсуждает план с семьями (в том числе на родительском собрании);

• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

• вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;

педагог осуществляет комплексно-тематическое планирование проекта с учетом всех образовательных областей и всех видов деятельности;

• собирает информацию, материалы.

Этапы работы над проектом можно отразить в примерной таблице:

*Задачи (задание)

*Сроки выполнения

*Способы решения

*Ответственный за выполнение

*Контроль

III. Проектирование

Этап реализации проекта.

Проект реализуется через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).

Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Исследовательская активность организуется за счет:

• проблемного обсуждения (помогает обнаруживать все новые проблемы);

• использования операций сравнения и сопоставления;

• проблемного изложения информации педагогом;

• организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе :

• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки, организует обсуждение (это мероприятия основной части проекта);

• дает домашние задания родителям и детям;

• поощряет самостоятельные творческие работы и инициативу детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

IV. Презентация результатов деятельности

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

В основу презентации важно заложить материальный продукт, имеющий ценность для детей.

В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта

Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы каждый из детей имел возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

В процессе своего выступления перед сверстниками, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе :

• организуется презентация проекта (праздник, занятие, досуг и др.);

• составляется книга, альбом (продуктивная наглядность) совместно с детьми;

• подводятся итоги (выступление на педсовете, родительском собрании, обобщение опыта работы).

После проведения заключительного этапа рекомендуют провести рефлексию посредствам перечня вопросов:

а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?

б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?

в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

д) Детей можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т. д.

В заключение хочется отметить, что метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Аттестационное портфолио. Рецензия на материалы проекта» Уважаемые коллеги! Наступивший учебный год для многих из нас связан с грядущей аттестацией. Аттестационное портфолио, как правило, предполагает.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Структура занятия по математике для детей с ОВЗ, ее возможности и ограничения Уважаемые коллеги! Настоящее время предъявляет нам свои требования – курсы повышения квалификации, переподготовка, да и просто самообразование,.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планированиеОпыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планирование Структура занятия в группе кратковременного пребывания «Солнышко» 1. Приветствие. Игры – приветствия: «Колокольчик», «Местечко», «С колокольчиком.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Рекомендации для педагогов по выбору темы и оформления результатов проектаРекомендации для педагогов по выбору темы и оформления результатов проекта Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы (проекта). Первый этап. Выбор темы исследования. Необходимо.

Структура самопрезентации воспитателяСтруктура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Структура портфолио Совсем недавно я аттестовалась на высшую категорию и сегодня спешу поделиться с вами структорой портфолио, которую я разработала в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Структура проекта в ДОУ»
Опубликовано: 18 апреля 2020 в 10:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД