Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как способ ознакомления дошкольников с родным краем»

Фарида Камартдинова
Консультация для педагогов «Проектная деятельность как способ ознакомления дошкольников с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из ведущих условий патриотического воспитания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей области.

Публикация «Консультация для педагогов „Проектная деятельность как способ ознакомления дошкольников с родным краем“» размещена в разделах

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенно прекрасным и родным домом, улицей, городом…Старинная мудрость гласит «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Изучение регионального компонента в ознакомлении детей с родным краем по комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой включает:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах Республики;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи в программе предлагается решать во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как нужно воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Решая задачи ознакомления дошкольников с родным краем, работа педагога должна строиться в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; - деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Алешина Н. В. Предполагает, что планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Маханева М. Д. к основным направлениям в изучении регионального компонента, которые имеют значение при ознакомлении дошкольников с родным краем относит :

- ознакомление дошкольников с окружающей природой;

- ознакомления с особенностями своего города;

- ознакомление с культурой и искусством родного края;

- ознакомление с родной страной.

Таким образом, большое значение для ознакомления с родным краем детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом своей родины - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Педагог должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Роль взрослого - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма, ощущение стройности организации идей и др.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. В процессе проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

Работа педагога над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7) работа над частями проекта, его коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проект - это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей детского сада

Работу по ознакомлению с родным городом осуществляется на основе разработанных тем: «Мой родной город», «Улицы моего города», «Природа родного города», «Твои люди, Оренбуржье», «Исторические памятники, памятные места». Привлекла и организовала родителей своих воспитанников для создания в группе мини – музея «Моя малая Родина». С помощью детей и родителей музей пополнился следующими материалами «Герб нашей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи», «Наш город в годы Великой отечественной войны», а также предметами искусства и продуктами детского творчества; изготовила символы города (флаг, герб). Оформляются альбомы:

«Природа родного края», «О тебе, Оренбуржье»», «Оренбургские поэты и художники»; фотоальбомы «Экскурсии по городу», «Оренбуржье в прошлом», «Знаменитые люди Оренбуржья», «Моя семья», «Знакомьтесь – это я!».

Собирают библиотечку об Оренбуржье, родном крае (брошюрки, открытки, журналы, значки).

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. Проектный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Таким образом, интеграция образовательной деятельности познавательного цикла и художественно- эстетического на основе проекта «Мой город» поможет организовать работу по знакомству с родным краем поэтапно, в системе, в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса и достичь поставленных целей.

Список литературы

1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2007. – 144 с.

2. Гордеева, Е. Ю. Александрова, М. П. Постникова Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятии и сценарии мероприятии. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

(старшая группа). – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 112 с

4. Л. А. Кондрыкинская Занятие по патриотическому воспитанию в ДОУ.

М. : ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.

5. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные

формы работы с дошкольниками по

патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников»Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников» Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Проектная деятельность как способ ознакомления дошкольников с родным краем»
Опубликовано: 3 июля 2020 в 19:48
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Проектная деятельность как способ ознакомления дошкольников с родным краем»» (включая файлы) размещена пользователем Фарида Камартдинова (УИ 1490707) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД