МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Уровень развития речи детей 6 года жизни»

Роза Змановская
Консультация для педагогов «Уровень развития речи детей 6 года жизни»

Развитие речи ребёнка

Шестой год жизни

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка.

Педагоги учат детей чётко произносить все звуки родного языка, различать на слух и в произношении следующие группы звуков: с - з, с - ц, ж - ш, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч,

Публикация «Консультация для педагогов „Уровень развития речи детей 6 года жизни“» размещена в разделах

л - р. Для различения звуков ребёнку предлагают называть изображенные на картинках предметы, в названии которых есть оба дифференцируемых звука. При этом дети должны произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки, (ссслон, (зззайка).

Ребёнок упражняется не только в произношении трудных звуков, но и укрепляет свой артикуляционный аппарат.

Игры и упражнения для детей шестого года жизни направлены на совершенствование фонематического восприятия: умение слышать и различать определённые звуки, подбирать слова.

Для выработки чёткой дикции и закрепления правильного произношения определённых групп звуков можно использовать чистоговорки, скороговорки.

Несколько усложняются задания по отгадыванию загадок.

Детям предлагают отгадать их и определить, какой из дифференцируемых звуков содержится в словах-отгадках.

Стихи, потешки, считалки служат для развития голосового аппарата (умение правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи, интонационными средствами выразительности). В этом возрасте ребёнку предлагают и более сложные задания, например, выделение из фраз, стихотворений лишь тех слов, в которых есть дифференцируемые звуки.

Для различения звуков [з-ж] педагог произносит, например, такие фразы:

«У нашего забора коза ест травку»,

«Жук живёт в коре большого дерева» и предлагает ребёнку назвать слова, в которых есть звуки [з], [ж].

В работе с детьми шестого года жизни важно развивать умение внимательно слушать речь окружающих.

Для этого в качестве упражнения можно давать детям задания, которые помогают устанавливать неточности, например:

«Январским ясным утром в начале сентября взошла луна,

А звёзды упали на поля»

«Нарцисс закукарекал, расцвёл петух-чудак,

А я в подвал спустился, чтоб подмести чердак»

Необходимо обращать внимание на то, чтобы при чтении стихотворений дошкольник учитывал интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело или грустно, возвышенно или спокойно, громко или тихо. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребёнку художественных произведений будет способствовать не только глубокому и правильному пониманию их содержания, но и воспитывать у ребёнка потребность самому передавать текст выразительно, громко, не торопясь.

У детей шестого года жизни всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания, значительно увеличивается словарь. Дети используют в своей речи отвлечённые существительные, прилагательные, глаголы, многие слова из пассивного словаря переходят в активный словарь.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё далёк от свободного пользования словами.

Хорошим показателем овладения словарём является умение подбирать антонимы-существительные (вход-выход, прилагательные (хороший - плохой, наречия (быстро - медленно, глаголы (говорит - молчит, подбирать наибольшее количество прилагательных к определённым существительным (Какой может быть дождь? – Холодный, сильный, мелкий, грибной и т. д.).

Предлагая такие задания, нетрудно убедиться, что словарь ребёнка всё ещё недостаточно богат прилагательными, глаголами, наречиями.

При пересказах сказок возможны ошибки в употреблении слов. Имеет место и неправильный выбор предлога. Например, вместо предлога «между» используются слова «в середине». Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью.

На шестом году жизни ребёнок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Всё реже ребёнок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит – учитель, железо – железный, стекло - стеклянный).

Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная монологическая речь.

Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был.

В этом возрасте ребёнок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены хорошо знакомые предметы. Но при составлении рассказа по картинке он ещё часто концентрирует своё внимание главным образом на основных деталях, второстепенные, менее важные части опускает.

На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата окрепли, и многие дети способны правильно произносить все звуки родного языка.

Однако у некоторых детей могут быть задержки в усвоении звуков, неправильное их формирование: [р] – горловое, одноударное, звуки [ш], [ж] – боковые, [с-з] – межзубные. Ребята не всегда чётко дифференцируют в словах произношение свистящих и шипящих звуков. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука.

Ясность, внятность речи во многом зависит от скорости высказывания. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношения звуков. С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, занимается логопед.

Занятия направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или на их закрепление, введение в речь.

Публикации по теме:

Консультация «Уровень развития речи детей 5 года жизни» У ребёнка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь становится разнообразней, точнее и богаче.

Игры для развития речи детей третьего года жизни Консультация для родителей Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни Подготовила воспитатель: Салькова Юлия Викторовна.

Консультация для педагогов «Интервьюирование как один из приемов развития связной речи» Интервьюирование – как один из приемов связной речи. В современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение. Вследствие.

Консультация для педагогов «Использование пословиц и поговорок для развития речи детей» Пословицы представляют собой эффективный обучающий материал. Их изучение способствует постижению культуры, психологии, истории русского.

Консультация для педагогов «Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер говорил:.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи и психических процессов детей» Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи и психических процессов детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления.

Консультация для воспитателей «Как повысить уровень развития математических способностей дошкольников» Консультация для воспитателей "Как повысить уровень развития математических способностей дошкольников". На Педсовет. Эффективное развитие.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3-го года жизни» Авторы-составители: учитель-логопед Бельфорт Э. Б. Старший воспитатель Хасянова Н. Ж. Особенности развития речи детей 3-го года жизни Как.

Рекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года»Рекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года» Одно из основных условий нормального речевого развития ребенка и его успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Уровень развития речи детей 6 года жизни»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 08:56
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД