Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Знакомство с артикуляционной гимнастикой»

Юлия Никульская
Консультация для педагогов «Знакомство с артикуляционной гимнастикой»

Консультация для педагогов "Знакомство с артикуляционной гимнастикой" в рамках логопедического проекта "Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика" на логопункте в ДОУ.

Публикация «Консультация для педагогов „Знакомство с артикуляционной гимнастикой“» размещена в разделах

Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами поговори о развитие артикуляционного аппарата.

Все мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата в него входит:

язык, нижняя челюсть, мягкое небо, голосовые связки.

Что же такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др., улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов :

• Пассивная – ребёнок выполняет упражнения при помощи механического воздействия или под воздействием учителя-логопеда.

• Активная – ребёнок выполняет упражнения самостоятельно.

Так же артикуляционная гимнастика делится на :

• Статистические - артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы

• Динамические – артикуляционные упражнения, направленные на правильное выполнение движений.

Зачем нужная артикуляционная гимнастика?

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет «поставить» правильное звукопроизношение.

Детям пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений.

Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично

Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом.

Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.

Упражнения должны выполняться точно и плавно.

Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

Проводить артикуляционные упражнения эмоционально, в игровой форме.

ПАМЯТКА для педагогов

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

1. Позевывание.

2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

3. Полоскание горла.

4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

5. Покашливание.

В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.

Упражнения для нижней челюсти.

1. Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

2. Жевательные движения.

3. Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

1. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.

2. Перегонка воды из одной щеки в другую.

3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

(выполняются с закрытым ртом).

1. Опускание головы вниз.

2. Запрокидывание головы назад.

3. Поворот головы вправо-влево.

4. Наклоны головы вправо-влево.

5. Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.

6. Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Упражнения для губ и языка.

1. «Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.

2. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

3. «Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

4. «Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

5. «Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

6. «Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.

7. «Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

8. «Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

9. «Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

10. «Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.

11. «Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

12. «Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

13. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

14. «Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок.

15. «Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

16. «Гармощка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.

17. «Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

18. «Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

19. «Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.

20. «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

21. «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Спасибо за внимание!

Смотрим презентацию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно. Презентация для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Знакомство с артикуляционной гимнастикой»
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 21:19
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД