Семина Светлана
Консультация для родителей «Что нужно знать о ребенке 5–6 лет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия, встречи с детьми, конечно, требует душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети- это счастье, созданное нашим трудом».
Шестилетние дети находятся в преддверии важного шага – поступления в школу. Чтобы ребенок не испытывал трудностей в процессе адаптации к новым условиям, а обучение давалось легко, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание всестороннему развитию малыша.
Представления об окружающем мире
Публикация «Консультация для родителей „Что нужно знать о ребенке 5–6 лет?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
К 6 годам у ребенка накапливается довольно большой жизненный опыт, который формирует у него представление о мире вокруг. Множество информации малыш получает из книг, мультфильмов, прогулок, бесед со взрослыми и игр со сверстниками. Шестилетний ребенок должен знать :
• Свое имя и фамилию;
• Свой адрес;
• Имена родителей;
• Времена года и их признаки;
• Названия месяцев и дней недели;
• Названия животных, птиц, рыб, насекомых, растений, транспорта, мебели, посуды, электроприборов и т. д.
Особенности мышления детей 6 лет
В целом, мышление ребенка 6 лет характеризуется образностью, дети этого возраста способны находить нестандартные и оригинальные решения задач, придумывать что-то новое. Благодаря развитому образному мышлению малыши создают интереснейшие рисунки и поделки, строят сложные конструкции из лего и многое другое.
В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка не только умение действовать по готовому образцу, но и подкреплять его стремление мыслить креативно.
Логическое мышление также активно развивается. Вот какими умениями и навыками в сфере мышления обычно обладают дети 6 лет:
• Достаточно хорошая ориентация в пространстве;
• Умение проходить лабиринты;
• Разгадывание ребусов, загадок, решение головоломок;
• Сравнение предметов по различным параметрам;
• Умение находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов;
• Способность подобрать обобщающее слово;
• Установление причинно-следственных связей;
• Умение делать выводы и умозаключения.
Развитие памяти и внимания в 6 лет
В 6 лет ребенок может концентрироваться на одном занятии до 30 минут, особенно если ему это интересно. Внимание, по-прежнему, в основном, непроизвольно, однако произвольное внимание также постепенно развивается. Чтобы улучшить уровень развития внимание дошкольника, пойдут такие упражнения, как «найди отличия», «что изменилось?», «шифровки».
При выполнении монотонных и неинтересных заданий, ребенок дошкольного возраста неизбежно теряет концентрацию внимания. Поэтому необходимо заинтересовать его и вовремя делать перерывы, чтобы дать малышу передохнуть.
У шестилетних детей непроизвольная память преобладает над произвольной. Но объем памяти в этом возрасте уже достаточно велик, чтобы ребенок мог заучивать длинные стихотворения и пересказывать тексты.
Развитие речи
Речь ребенка 6 лет достаточно чистая, к этому возрасту он должен научиться правильно произносить все звуки. Если речь малыша этого возраста малопонятна, необходимо обязательно обратиться за помощью к логопеду, так как в дальнейшем постановка звуков будет происходить сложнее.
Словарный запас шестилетнего ребенка достаточно велик. В разговоре дети этого возраста используют все части речи, они умеют строить сложные и одновременно грамматически стройные предложения, подбирать похожие и противоположные по смыслу слова (то есть синонимы и антонимы). Интонационная сторона речи также активно развивается: с помощью силы голоса, темпа речи шестилетки способны тонко передавать эмоции. Диалогическая речь старших дошкольников развита лучше, чем способность вести монолог. Если Вы видите, что в процессе рассказа у ребенка путаются мысли, можно помочь ему вопросами или уточнениями.
Развить связную речь шестилетнего ребенка помогут простые игры, в которые можно играть как дома, так и на прогулках, по дороге в детский сад или во время поездки на машине. Попросите малыша рассказать, какие предметы он видит, что делают прохожие, как выглядит улица. Вместе с ребенком придумывайте различные истории, заканчивая предложения друг за друга. Эти игры очень полезны, просты и интересны дошкольникам.
Развитие мелкой моторики в 6 лет
К 6 годам у ребенка формируются следующие умения:
• Правильно держать ручку;
• Красиво обводить по точкам;
• Рисовать по клеточкам;
• Проводить прямые и волнистые линии, не отрывая руки;
• Лепить композиции с мелкими деталями из пластилина;
• Вырезать ножницами;
• Вдевать нитку иголку.
Крупная моторика
Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет :
• Ходить по линии и перекладине;
• Перепрыгивать препятствия;
• Стоять и прыгать на одной ноге;
• Попадать мячом в цель;
• Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.
Социальные навыки шестилетнего ребенка
На седьмом году жизни у детей формируется такие важные жизненные навыки, как умение работать в команде, помогать, сочувствовать, договариваться, контролировать свои эмоции. У детей 6 лет довольно широкий круг общения, они уверенно ощущают себя среди малознакомых людей (особенно в присутствии близких, могут вести беседу со взрослыми. Среди сверстников шестилетки обретают настоящих друзей.
Основные навыки, которые способствуют социальной адаптации, формируются у детей в ходе сюжетно-ролевой игры – обобщенной и упрощенной версией реальной взрослой жизни.
Что должен уметь ребёнок дошкольного возраста (5-6 лет)
1. Различать гласные и согласные буквы и звуки.
2. Определять количество букв и звуков в слове.
3. Делить слово на слоги и определять их количество (по числу гласных звуков, с помощью хлопков, шагов). 4. Придумывать предложения из трёх-четырёх слов.
5. Называть слова, из которых состоит простое предложение.
6. Определять на слух тип предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное.
7. Запоминать скороговорки, считалочки.
8. Знать и уметь рассказать известные сказки, стихи, рассказы для детей.
9. Подробно и правильно пересказать прочитанный или прослушанный текст из трёх-четырёх предложений.
10. Придумать рассказ по рисунку.
11. Определять неточности в картинках, исправлять их.
12. Запоминать семь-десять картинок, предметов, слов.
13. Определять различия между предметами и явлениями.
14. Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине и т. п.
15. Находить лишний предмет в группе предметов, аргументировать свой выбор.
16. Называть «чужое» слово в группе слов, например: Собака, кошка, заяц, ворона, тигр; Чашка, ложка, тарелка, вилка, сахар. 17. Решать шуточные задачки, например: Что легче — килограмм железа или килограмм пуха?
18. Считать от 1 до 10 и обратно, выполнять арифметические действия в пределах 10.
19. Определять последовательность тех или иных событий, действий.
20. Рисовать карандашом вертикальные и горизонтальные линии,
геометрические фигуры, людей; штриховать предметы карандашом, не
выходя за контуры изображения.
21. Уверенно работать ножницами (резать полоски, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы; вырезать по контуру изображение).
22. Узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
23. Легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ и т. д.).
Что должен знать ребёнок дошкольного возраста (5-6 лет)
1. Как его зовут (имя, фамилию, отчество).
2. Сколько ему лет (желательно дату рождения).
3. Как зовут родителей (фамилию, имя, отчество).
4. По какому адресу живёт.
5. Название республики, столицу.
6. Страну, в которой живёт.
7. Транспорт (наземный, воздушный, водный).
8. Домашних животных и их детёнышей, повадки.
9. Диких животных и их детёнышей средней полосы России, жарких стран, Севера и др. 10. Птиц (зимующих и перелётных).
11. Овощи, фрукты, ягоды.
12. Одежду, обувь, головные уборы.
13. Времена года, месяцы, дни недели, части суток (сколько месяцев в году, какой сегодня (был вчера, будет завтра) день недели, какое время показывают часы и т. п.).
14. Русские народные сказки.
15. Произведения для детей великих русских поэтов и писателей:
А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др.
Выводы
Итак, ребенок шести лет – это уже вполне сформировавшаяся личность, со своими интересами и представлениями о мире. Он хорошо социализирован и может следовать общественным нормам и правилам. Активно развиваются его познавательные процессы: память, внимание, мышление и речь, воображение, совершенствуется мелкая и крупная моторика. Конечно, о строгих нормах развития детей дошкольного возраста говорить нельзя, но описанные в статье пункты могут служить ориентирами для родителей. Ведь в предшкольный период особенно важно обращать внимание на то, что у малыша получается не так хорошо, как хотелось бы, чтобы вовремя восполнить имеющие пробелы.