Елена Клинкова
Консультация для родителей «Что такое фольклор»
Воспитатель: Клинкова Е. А.
Опыт и знания жизни, приобретенные сотнями и тысячами людей в труде и общественной жизни, закреплялись в кратких словесных правилах и приметах, которые передавались устно от человека к человеку, становились достоянием многих. Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он, стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в художественные образы, преданий и легенд, сказок и песен. Так народ создал свое искусство, свою поэзию.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое фольклор“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Сказки, былины, песни, пословицы, загадки и другие виды устного народного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения, обозначит: народная мудрость, народное знание.
Сказка, былина, пословица, загадка и т. д. – жанры фольклора, так же как роман, повесть, поэма, лирическое стихотворение – жанры литературы.
Фольклор и художественная литература близки между собой тем, что это области словесного искусства. Произведения литературы распространяются с помощью книги, а произведения фольклора – устным путем. Однако их различие не только в этом.
Фольклор появился задолго до литературы и выработал свою систему художественных средств, которая способствовала и передаче произведений. Рассчитанные на устную передачу фольклорные прозаические произведения создавались на базе живого разговорного языка, их использование невозможно было без использования речевых интонаций и жестов.
Тексты песенных жанров не существовали отдельно от напева. Наиболее древние, обрядовые песни могли быть по- настоящему понятны только в единстве слова, напева и действия. Следовательно, фольклор более тесно, чем литература, связан с другими видами искусства и с бытом.
Жанры фольклора появились не в одно время. Одни из них зародились в эпоху родового строя (сказка, загадка, обрядовая поэзия, другие возникли и развивались в классовом обществе (былины, частушки).
Каждое поколение вносило в произведение что- то новое. В устах различных исполнителей изменения были неодинаковы, поэтому возникали варианты одной сказки, песни и т. д.
Фольклорные произведения являются коллективными по созданию, исполнению и по выраженным в них взглядам и представлениям.
Язык фольклорных произведений поражает любителей родного слова, писателей, ученых, своей простотой, точностью и красотой. Простые, на первый взгляд слова и сочетания слов в тексте сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают свою окраску и значение, люди оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные в действительности, вдруг становятся, как бы реально происходящими.
Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен поколений людей.
Велико значение фольклора в зарождении и формировании литературы. У многих народов мира первые письменные художественные произведения являются обработкой устных преданий и эпических песен.
А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, А. М. Горький и другие призывали деятелей литературы изучать фольклор и сами учились у народа высокому искусству слова. А. М. Горький указывал: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества».
Историческая ценность фольклора в том, что он является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы. Рожденное в труде, народное творчество отразило все стадии освоения человеком природы, развития его сознания.
Различные явления природы и общественной жизни в сознании древних людей олицетворялись в образах добрых и злых существ, помогавших человеку или вредивших ему. Люди всегда мечтали о победе над злыми силами, верили в конечную победу над ними. Этой верой обусловлены победы сказочных героев над чудовищами и злыми волшебниками.
Герои исторических песен и сатирических сказок выступают на защиту интересов народа против врага внутри государства бояр, помещиков и духовенства.
Создаваемые в течение длительного времени образы героев становились примером для подражания. Сказочные герои, бесстрашные и настойчивые в достижении цели, и их приключения восхищали людей, пробуждали в них добрые чувства и ненависть ко всему темному, корыстному, несправедливому. Боевая жизнь былинных богатырей напоминала о трудном и героическом прошлом русского народа, воспитывала в людях гордость за свою Родину, любовь к ней, звала на борьбу с иноземными захватчиками.
Как бы ни страдал народ под гнетом эксплуататоров, как бы ни велики были его жертвы в борьбе с чужеземными завоевателями, потребность его в искусстве, в творчестве не только не угасала, но, наоборот, росла и развивалась.
В скудную, часто голодную жизнь люди стремились внести радость и красоту. На праздниках они играли, плясали и пели; встречали весну веселыми хороводами; в долгие зимние вечера, выполняя при свете лучины домашние работы, загадывали загадки и слушали сказки, которые переносили их в неведомые страны, заставляя переживать и радоваться вместе с необыкновенными героями.
Фольклор дает не только историческую картину духовного развития народа. Из произведений всех его жанров выступает многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер всего русского народа.
Запрещение деятельности скоморохов задержало развитие профессионального народного искусства, но не могло остановить жизнь всего народного творчества, тем более, что скоморохи исполняли уже ранее созданные в широких массах трудового народа произведения.
Трудолюбивый и мужественный русский народ, на долю которого выпало немало испытаний, всегда рождал десятки и сотни талантливых людей – певцов, музыкантов, рассказчиков. Они бережно хранили доставшиеся от отцов и дедов предания и былины, сказки и песни, создавали новые произведения народного искусства, своим исполнением доставляли людям радость.
Нам мало известно об исполнителях былин и сказок, о народных певцах, живших до19 века. О них знали в своей деревне, в своей округе, слава о них разносилась по всему свету, но постепенно угасала. Оставались их песни, рассказы, которые подхватывали другие.
Замечательной сказочницей и певицей была няня А. С. Пушкина – Арина Родионовна. Недаром с искренним уважением и любовью отзывался о ней великий поэт.
Может быть, мы не всегда обращаем внимание, но стоит понаблюдать, прислушаться к разговорам, и можно заметить, как красиво, образно и метко говорят некоторые люди. В речи таких людей немалую роль играют пословицы и поговорки. Они приходят на ум в нужном случае, и обычно их даже не считают чем-то самостоятельным. Пословицы и поговорки, зародившиеся в глубокой древности, продолжают оставаться и современным жанром фольклора. Кроме пословиц и поговорок, в наше время появляются в народе новые песни и частушки, веселые и остроумные анекдоты. Часто встречаются и мастера рассказывания сказок.
Старый фольклор уходит из устного бытования, но он как и все другие области духовной культуры человека и его искусства, приобрел новую форму распространения – через книгу, радио, телевидение.