Оксана Лавриненко
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения в старшей группе «Формирование правильного отношения к дефекту у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
Цель: познакомить родителей с педагогическими средствами, которые помогут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту.
Публикация «Консультация для родителей детей с нарушениями зрения в старшей группе „Формирование правильного отношения к дефекту у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
Ход консультации:
Полноценная социализация слепых и слабовидящих включает одно из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы - формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.
Только с 4 - 5 лет ребенок начинает понимать свое отличие от окружающих. Осознав недостатки и особенности своего восприятия, многие дети начинают стесняться своего дефекта и переживать настолько сильно, что, находясь в среде нормально видящих, часто становятся крайне нервозными.
Главное же в проявлении комплекса неполноценности лиц с нарушением зрения в том, что это чувство мешает им жить, провоцируя внутренний дискомфорт и конфликты с окружающими. Поэтому коррекционная работа по формированию адекватного отношения к своему дефекту должна составлять неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения.
Задача взрослого состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей.
Для достижения успехов родителям необходимо :
• знать возможности лиц с нарушением зрения;
• корригировать отношения родителей ребенка к его дефекту;
• изучать динамику развития ребенка, его воспитанности, социализации;
• уметь показать ребенку пути преодоления негативных черт характера и комплекса неполноценности, вызванных его дефектом;
• воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение различных практических навыков.
Адекватное отношение к своим зрительным возможностям предполагает понимание ребенком того, что:
• нарушение зрения ограничивает его возможности и для достижения результатов нормально видящих ему потребуется приложить гораздо больше усилий;
• требуется овладение специальными компенсаторными навыками при активном использовании всех сохранных анализаторов;
• при дефекте зрения многие сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остается еще достаточно профессий, которыми он может овладеть;
• он будет достоин уважения, как и любой полезный член общества, если научится самостоятельно справляться со своими проблемами (ориентироваться в пространстве, получать информацию, быть независимым в быту и т. п., приобретет профессию и будет в ней конкурентоспособным;
• не следует искать виноватых в нарушении зрения и считать всех окружающих обязанными оказывать помощь;
• инвалиду по зрению бессмысленно имитировать зрячего, а также драматизировать свое положение;
• любой человек с физическим недостатком привлекает к себе повышенное внимание окружающих, поэтому, чтобы инвалиду достойно выглядеть в обществе, ему надо тщательно контролировать свое поведение, свой внешний вид, свои реакции.
Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с другой - возможностей социально-трудовой адаптации.
При формировании правильного отношения к дефекту родителям важно помнить о том, что нужен индивидуальный подход с учетом всех обстоятельств жизни ребенка.