Консультация для родителей детей старшей группы «Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»

Пиховкина Татьяна
Консультация для родителей детей старшей группы «Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»

«Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И

почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.

Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят, потому что больше

смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками,

потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально

удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда

и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с

наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы,

управляемые с помощью пульта. Всё это, несомненно, прогресс.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой

человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность

маленького ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь

установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений

тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию

правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи,

нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое

напряжение. Кроме того, известно, что у человека существует не только

слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память

включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-

то образом действуем.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи.

Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи

напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с

использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления,

внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его

речь делается более точной и выразительной. Более того, когда мама для такой

игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда

она трогает ладошку, берёт его пальчики, поглаживает или щекочет,

похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его

эмоционально интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт

успокаивает и радует ребёнка, вызывает у него улыбку и смех.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр

1. Убедитесь в том, что ребенок знает основных персонажей стихов, песенок и

потешек. Сначала покажите ему игрушки или цветные картинки, чтобы он мог вспомнить (или узнать впервые, как выглядит то или иное животное, о котором

рассказывается в потешке.

2. Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом

отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только

позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и

создаст необходимый эмоциональный настрой.

3. Перед началом упражнений ребёнок разогревает ладони лёгкими

поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

4. При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или

рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы ваш ребенок успел показать

движение; по мере освоения движения меняйте темп (можно даже показать в

нарочно ускоренном - и поэтому «смешном» для малышей темпе).

5. Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо

знакомую детям мелодию или просто под музыку.

6. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком. При этом демонстрируя

собственную увлечённость игрой.

7. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все

пальцы рук.

8. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным

переключением с одного движения на другое.

9. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без

чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

10. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без

лишних слов. При необходимости ребёнку оказывается помощь.

11. При повторных проведениях игры ребенок нередко начинает произносить

текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст

разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с

движением.

12. Выполняйте пальчиковую игру от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем

левой, а потом двумя руками вместе. 13.Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно

быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите постепенно, исключая по

одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

14. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен,

и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

15. Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на

положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах

отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или

поменяйте игру.

16. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь

переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна

быть мера.

17. Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или

озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или

увлечён своей игрой;

18. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к

негативизму.

19.Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда чувствует, что

у него всё получается и им довольны близкие взрослые.

Хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом» Консультация для родителей на тему: «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом».Как хочется, чтобы речь вашего ребёнка.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Овощи
Автор публикации:
Консультация для родителей детей старшей группы «Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»
Опубликовано: 3 ноября 2020 в 14:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. День ниток и пряжи на МААМ

Нитки всегда были и будут очень важны для людей: без них не сошьёшь одежды или обуви, чтобы защитить себя от холода. В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о том, как делаются нитки,...

2 марта. Международный день спички

Простому, но очень важному, изобретению человечества посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вместе с ребенком найти спичкам нестандартное...

Детский мастер-класс «Бальное платье для мамы» из подручного материала в младшей группе
Детский мастер - класс " Бальное платье для мамы " из подручного материала в младшей группе ЦЕЛЬ: - Порадовать маму подарком, сделанным...
Картотека «Загадки про кошку»
Картотека «Загадки про кошку». Загадки про кошку будут полезны для детей разного возраста. Они помогут малышам больше узнать о привычках этих домашних...
Конспект занятия по аппликации «Корзинка с цветами для мамочки» с детьми младшего...
Задачи: 1. Продолжать обучение детей работе с бумагой и клеем. 2. Учить располагать готовые формы цветов на корзинке. 3. Учить создавать несложную...