Анна Александровна Калёнова
Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
К ребёнку с первых дней жизни поступает колоссальная информация, и при умственном и речевом развитии дети рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребёнку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребёнок воспринимает только теплые цвета - жёлтый, красный, оранжевый, а с развитием психических реакций к ним добавляются фиолетовый, зелёный, голубой, синий, и постепенно становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В три года дети знают названия 2-3 основных цветов, а узнают и соотносят 4-5 цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие ребята гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого - жёлтый, красный; вместо фиолетового - синий, голубой и т. п. ; причём перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.
Всё это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветоразличения и цветовосприятия
Ребёнок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще».Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Дети нуждаются в многообразии информации, но её нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребёнка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.
Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, к единстве со словом, его обозначающим.
Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься родители и воспитатели. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов.
При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета : зеленый - трава, елочка; жёлтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.
Восприятие цвета отличается от восприятия размера и формы, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами - цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д.
Когда ребёнок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов. на этом этапе можно порекомендовать игры в книге цветом Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
В ходе работы по развитию у детей цветоразличения и цветовосприятия можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования, и применяют на практике.
Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.
Дети, внимание которых было привлечено к цвету, быстро воспринимают такие сравнения, как «золотые одуванчики», «белоносые грачи», «сорока-белобока», им становятся понятнее глаголы «позеленеть», «посинеть», и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи.
Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.