Ольга Берилло
Консультация для родителей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Что такое мнемотехника?»
Термины «мнемотехника» и «мнемоника» – синонимы, обозначающие техники улучшения памяти. Их корни уходят в древнегреческое слово «mnemonikon», связанное с богиней памяти Мнемозиной, матерью муз, и означают «искусство запоминания». Предание гласит, что автором этого термина был Пифагор Самосский (VI век до н. э.). Современные энциклопедии определяют мнемотехнику как искусство запоминания, систему приемов и методов, облегчающих этот процесс и увеличивающих объем хранимой информации за счет создания искусственных ассоциаций.
Публикация «Консультация для родителей „Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста, Что такое мнемотехника?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Мнемотехника – это комплекс подходов, обеспечивающих эффективное кодирование, сохранение и воспроизведение информации. Она использует естественные механизмы работы мозга и дает возможность контролировать этапы запоминания и припоминания. В дошкольном образовании мнемотехника актуальна из-за распространенных проблем в развитии речи и мышления у детей, таких как ограниченный словарный запас, трудности в построении предложений, дефекты произношения, слабо развитая связная речь и несформированность мыслительных процессов.
Мнемотехника упрощает процесс обучения, делая его интересным и игровым, без перегрузок. Она особенно важна для дошкольников, у которых преобладает наглядно-образная память. Приемы мнемотехники облегчают запоминание и увеличивают объем памяти за счет образования ассоциаций.
Мнемотехника способствует развитию зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения, восприятия, расширяет кругозор и развивает речь.
Внедряя мнемотехнику, воспитатель ставит задачи
1. Содействовать развитию ключевых психических процессов, таких как память, внимание, восприятие и мышление.
2. Способствовать формированию у детей навыка преобразования абстрактных символов в образы и, наоборот, превращения образов в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Содействовать развитию способности детей работать по образцу и правилам, а также уметь слушать взрослых и следовать их указаниям.
4. Способствовать формированию связной речи, а также расширению и обогащению детского словарного запаса.
5. Способствовать созданию целостного восприятия окружающего мира; поддерживать развитие интереса и мотивации к изучению нового и неизведанного, а также активно участвовать в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, обучая их самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, а также самостоятельности, инициативности и ответственности.
9. Содействовать формированию навыков решения интеллектуальных и личностных задач, соответствующих возрастным особенностям, а также использовать приобретенные знания и методы для решения этих задач.
Работа строится от простого к сложному, начиная с понятных картинок и переходя к схематичным изображениям. Позже дети учатся работать с символами, например, придумывая, как изобразить слово «сильный». Далее дети учатся "читать" простые схемы и предложения, используя символы для обозначения цвета, формы, величины. Заключительный этап – работа с мнемотаблицами, схемами, содержащими определенную информацию, что помогает эффективно воспринимать и воспроизводить её, сокращая время обучения.
Мнемотехника предоставляет воспитателям широкие возможности для творчества, облегчает усвоение сложного материала и делает занятия интересными для детей.