Косторева Екатерина
Консультация для родителей «Как правильно составлять пересказ с ребенком старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила учитель-логопед МКДОУ д/с№ 443 Косторева Е. Ю.
Развитие связной речи дошкольников. Составляем пересказ по тексту.
Способность ребенка составлять наиболее грамотные связные речевые конструкции, при норме речевого развития, происходит к 5-6 годам. В дошкольном образовательном учреждении это старшая возрастная группа дошкольников.
Публикация «Консультация для родителей „Как правильно составлять пересказ с ребенком старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, учим пересказу. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
В данном возрасте ребенок способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую и временную последовательность. Составление пересказа ребенком положительно влияет на формирование его связной речи: ребенок получает готовый образец грамотного литературного текста, осознанно его воспроизводит, пополняется активный словарный запас, учится правильному согласованию слов во фразе. Кроме того, умение составлять пересказ - это ступенька к самостоятельному составлению рассказа.
Чтобы научить ребенка правильно составлять пересказ, помочь ему в этой сложной речевой деятельности, необходимо знать основные принципы и правила.
Большое значение имеет правильный подбор художественной литературы, существует ряд требований к литературе: она должна содержать высокую художественную ценность, идейную направленность. Произведение должно быть динамичным и лаконичным с четким и последовательным развертыванием событий. Содержание должно быть занимательным. Объем и доступность должны соответствовать возрасту ребенка.
Этим требованиям, например, соответствуют русские народные сказки, рассказы Ушинского, Толстого, Бианки, Пришвина и т. д.
Перед взрослым стоят две задачи:
- научить детей сначала воспринимать текст, читаемый ему;
- подвести к воспроизведению текста.
Взрослому следует:
1. Перед чтением рассказа провести вводную беседу по содержанию произведения.
2. После первого прочтения рассказа взрослый задает подробные вопросы, чтобы выяснить насколько ребенок понял содержание текста.
3. Следует объяснить ребенку значение непонятных, незнакомых слов.
4. Затем взрослый еще раз читает текст с установкой на пересказ.
5. Ребенок составляет пересказ самостоятельно.
Если самостоятельное составление пересказа вызывает у ребенка затруднения, можно составить план пересказа (с помощью небольших зарисовок или игрушек). Можно составить схему, обозначая основные моменты условными обозначениями (заранее обговариваются с ребенком).
В качестве помощи ребенку взрослый может задавать наводящие вопросы по ходу составления пересказа ребенком.
Детям с достаточно высоким уровнем развития повествовательной речи рекомендуется предложить:
Выборочный пересказ (выделить заданную часть текста, пересказать только определенный эпизод).
Краткий пересказ (рассказать только самое основное).
Творческий пересказ (добавить последующие или предыдущие события; изменить основные или незначительные эпизоды; более подробно описать детали, пейзажи, характер героев).
Составим пересказ по тексту.
«Зоя и снежинка» (Т. Перегудова)
Настала зима. Занесло снегом дворы и улицы. Завыли вьюги, замела позёмка. У забора замёрзли лужи.
Зоя вышла гулять. Она взяла с собою зайку. Она хотела показать ему замечательные снежинки, которые напоминали звёздочки. Зоя заметила, какие они были разные. Самую узорчатую снежинку она захотела взять домой. Дома девочка поместила снежинку в прозрачную вазу. Поздно вечером Зоя заглянула в вазу и увидела там только капельку воды.
• Ответь на вопросы:
1. Когда Зоя пошла гулять?
2. Зачем она взяла с собой зайку?
3. На что были похожи снежинки?
4. Куда Зоя поместила снежинку?
5. Что случилось со снежинкой? Почему?
• Объясни, что значит «занесло снегом»; «позёмка»? Какие слова были непонятными? (взрослый объясняет, если ребенок не знает).
• Взрослый читает текст повторно, и говорит, что потом ребенок будет рассказывать его сам.
• Ребенок пересказывает данный текст самостоятельно.
(если ребенок затрудняется местами, взрослый может ненавязчиво подсказать)