Папки-передвижки

Консультация для родителей «Как знакомить детей с геометрическими фигурами»

Света Денисова
Консультация для родителей «Как знакомить детей с геометрическими фигурами»

Консультация для родителей

«Как знакомить детей

с геометрическими формами»

Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников.

Вторая младшая группа

Публикация «Консультация для родителей „Как знакомить детей с геометрическими фигурами“» размещена в разделах

В этом возрасте детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой.

Взрослый показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем организуются действия детей с данными фигурами : прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.

На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры :

а) упражнения на выбор по образцу: «Дай (принеси, покажи, положи) такую же». Применение образца может быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращается внимание на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и фигура определенного цвета и размера;

б) упражнения на выбор по словам: «Дай (принеси, покажи, положи, собери) круги» и т. п. ; в вариантах упражнений могут содержаться указания на выбор фигуры определенного цвета и размера;

в) упражнения в форме дидактических и подвижных игр: «Что это?», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Найди свой домик» и др.

В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т. п.).

Средняя группа

У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера.

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными:

-прямоугольник с квадратом,

-шар с кругом, а затем с кубом,

-куб с квадратом, а затем с шаром,

-цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кубом.

Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:

а)взаимное наложение или приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;

б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли взрослый своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру;

в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, а шар «всегда катится»;

г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку» и др.);

д) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.).

Таким образом, обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур.

Старшая группа

Основной задачей обучения детей 5-6 лет является формирование системы знаний о геометрических фигурах. Первоначальным звеном этой системы являются представления о признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.

Добавляются знания: Вершина – это та точка, в которой соединяются стороны фигуры.

Стороны и вершины образуют границу фигуры, а граница вместе с ее внутренней областью – саму фигуру.

На разных фигурах дети показывают ее внутреннюю область и ее границу – стороны, вершины и углы как часть внутренней области фигуры.

Угол (плоский)геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами, выходящими из одной точки (вершины).

Можно использовать следующие варианты упражнений на группировку четырехугольников:

-отобрать все красные четырехугольники, назвать фигуры данной группы;

-отобрать четырехугольники с равными сторонами, назвать их;

-отобрать все большие четырехугольники, назвать их форму, цвет;

-слева от карточки положить все четырехугольники, а справа не четырехугольники; назвать их форму, цвет, величину.

Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из геометрических фигур могут составляться изображения предметов.

Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек:

-сложить два квадрата из семи палочек;

-сложить три треугольника из семи палочек;

-сложить прямоугольник из шести палочек;

-из пяти палочек сложить два разных треугольника;

-из девяти палочек составить четыре равных треугольника;

-из десяти палочек составить три равных квадрата;

-можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?

-можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?

Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.

Подготовительная к школе группа

Знания о геометрических фигурах в подготовительной группе расширяются, углубляются и систематизируются.

Одна из задач на этом этапе - познакомить детей с многоугольником, его признаками : вершины, стороны, углы. Решение ее позволит подвести детей к обобщению : все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.

Детям показывают модель круга и новую фигуру – пятиугольник. Предлагают сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Фигура справа отличается от круга тем, что имеет углы, много углов. Детям предлагается прокатить круг и попытаться прокатить многоугольник. Он не катится по столу. Этому мешают углы. Считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему эта фигура называется многоугольником. Затем демонстрируется плакат, на котором изображены различные многоугольники. У отдельных фигур определяются характерные для них признаки. У всех фигур много сторон, вершин, углов.

Детям предлагают сложить квадрат пополам двумя способами: совмещая противолежащие стороны или противолежащие углы – и сказать, какие фигуры получились после сгибаний (два прямоугольника или два треугольника).

Можно предложить узнать, какие получились фигуры, когда прямоугольник разделили на части, и сколько теперь всего фигур (один прямоугольник, а в нем три треугольника).

Таким образом, для развития у ребенка представлений формы надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Знакомство детей с геометрическими фигурами»Методическая разработка «Знакомство детей с геометрическими фигурами» Методическая разработка " знакомство детей с геометрическими фигурами" предназначена для детей младшего дошкольного возроста. В этом возросте.

Презентация «Дидактическая игра с геометрическими фигурами для детей 3–4 лет» Дидактическая игра с геометрическими фигурами для детей 3-4 лет. Одним из самых главных свойств, которые дают ребёнку представление об окружающем.

Дидактические игры с геометрическими фигурами для средней группы детей с ОВЗДидактические игры с геометрическими фигурами для средней группы детей с ОВЗ Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю пополнить вашу копилочку дидактических игр с геометрическими фигурами и не только в группе детей.

Игры с геометрическими фигурами для развития памятиИгры с геометрическими фигурами для развития памяти Эта публикация будет полезна воспитателям детских садов и родителям детей дошкольного возраста. Процесс зрительного запоминания проходит.

Консультация для родителей «Как можно знакомить детей с Санкт-Петербургом» «Как знакомить детей с Санкт-Петербургом» Мы живём в самом удивительном и прекрасном городе, красивейшем в мире. Мы с вами очень его любим.

Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным городом» Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь.

Консультация для родителей «Как знакомить детей с семейными реликвиями» На своём многолетнем опыте убедилась, что для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач.

Консультация для воспитателей детского сада «Как знакомить детей с правилами дорожного движения» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида» Консультация для воспитателей.

Мастер-класс по ознакомлению детей с новыми геометрическими фигурами 1. Однажды волшебник Путалка шел по дорожке. Вдруг ему навстречу фигура (квадрат) - Отойди! –сказал волшебник Путалка. - Не отойду! – сказал.

Рекомендации для родителей «Как знакомить детей с трудом взрослых» Рекомендации для родителей. «Как знакомить детей с трудом взрослых». Труд является основой развития нашего общества, поэтому воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как знакомить детей с геометрическими фигурами»
Опубликовано: 21 января 2019 в 23:01
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД