Нартова Тамара
Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников»
Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников»
воспитатель Нартова Т. К.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский.
Публикация «Консультация для родителей „Метод наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Развитию речи в детском саду уделяется очень большое внимание, и мы бы хотели, чтобы Вы, уважаемы родители, также в этом активно участвовали. Потому, что ребёнок, безусловно, в той или иной степени, усваивает информацию, которую несёт ему педагог. Но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители. Главными для ребёнка всегда были и будут его мама и папа.
Очень многое из того, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, Вы можете делать и дома. И делать это необходимо, потому что только Вы можете обеспечить своему ребёнку ежедневное закрепление тех умений и навыков, которые он ещё недостаточно освоил.
Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и родители, должны, особое внимание обратить на развитие связной монологической речи : научить их самостоятельно думать и не бояться высказывать свои мысли, рассуждать и рассказывать. Развивать связную монологическую речь детей позволяют такие приемы, как заучивание стихов, составление рассказов по картине, сочинение сказок, пересказ литературных произведений и др.
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образная память, поэтому нужно учитывать эту особенность. Для обучения детей и развития у них навыков связной речи целесообразно использовать наглядность. Чтобы быстро заучить стихотворение и запомнить его, или запомнить и пересказать произведение, перед детьми должна предстать картинка происходящего (образ, цепочка последовательных событий). Выполнение подобных заданий облегчает наглядное моделирование.
Содержание стихотворения, рассказа, наблюдения можно зарисовать в виде схематичных значков (символов). Каждый символ вызывает у детей ассоциации с каким – либо предметом, объектом. Моделирование облегчает процесс запоминания и увеличивает объем памяти; позволяет ребенку строить свои высказывания более точно, логично и последовательно.
Познакомимся с практическим применением моделирования (моделирование является составляющим для технологии мнемотехника)
Заучивание стихотворения с помощью моделирования :
читаем стихотворение и обсуждаем с ребенком его содержание (как можно подробнее – о ком или чём, как описываются явления, действия и т. д. ;
читаем стихотворение построчно и обсуждаем с ребенком, как можно изобразить сказанное и изображаем значком;
читаем стихотворение 1- 2 раза и соотносим с изображенным символом;
читаем стихотворение совместно с ребенком;
побуждаем ребенка читать стихотворение самостоятельно (на этапе заучивания можно помогать).
Стихотворение “Весна – красна”
Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
Составление рассказа о зиме с помощью моделирования
Подготовка к рассказу начинается с небольшой беседы (что бывает зимой);
далее зарисовываются значки, символизирующие зимние явления природы;
приступаем к рассказыванию.
Примерный образец рассказа:
Наступила зима.
Всюду белый, пушистый снег.
Холодно на улице.
Дети пошли гулять. Они оделись тепло.
Дети катались на санках, лыжах,
играли в снежки, лепили весёлого снеговика.
Хорошо зимой!
Пересказ сказки с помощью моделирования
В начале при чтении текста сказки выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей значок — символ ( можно придумать символы на каждое слово или словосочетание: изобразить главных героев сказки, явления природы, какие — либо действия - то есть можно нарисовать всё то, что ребёнок посчитает нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было понятно).
Взрослый показывает и доводит до ребенка то содержание, которое он вложил в каждое схематичное изображение.
Взрослый начинает рассказывать сказку, побуждая ребенка к совместному рассказыванию. Постепенно ведущим в рассказывании становится ребенок.
Украинская народная сказка «Колосок» в моделировании может выглядеть так :
приложение1.
А вот так может выглядеть моделирование сказки «Красная шапочка»
приложение2.
Элементы моделирования можно включать практически во все виды деятельности: образовательную деятельность (описание игрушек, животных, опорные схемы для заучивания стихотворений и развития связной речи при пересказе, игровую деятельность. Данный метод поможет дошкольнику в развитии не только связной речи, но и умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.