Лучший педагог года

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как залог правильного звукопроизношения»

Наталья Кожевникова
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как залог правильного звукопроизношения»

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Звуки речи образуются в результате сложного

комплекса движений артикуляционных органов. Мы

правильно произносим различные звуки, как изолированно,

так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей

Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика как залог правильного звукопроизношения“» размещена в разделах

подвижности и дифференцированной работе органов

артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение

звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу

разнообразнейших артикуляционно-мимических движений

языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения

диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения

и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они

играют роль гимнастики органов речи в естественных

условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность

этих движений развиваются у ребенка

постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и

подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция

связана с работой многочисленных мышц, в том числе:

жевательных, глотательных,

мимических.

Артикуляционная гимнастика является основой

формирования речевых звуков - фонем - и коррекции

нарушений звукопроизношения любой этиологии и

патогенеза; она включает упражнения для тренировки

подвижности органов артикуляционного аппарата,

отработки определенных положений губ, языка, мягкого

неба, необходимых для правильного произнесения, как всех

звуков, так и каждого звука той или иной

группы.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс

упражнений, одни из которых помогают улучшить

подвижность органов артикуляции, другие — увеличить

объём и силу движений, третьи вырабатывают точность

позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка

полноценных движений артикуляционных органов,

необходимых для правильного произношения звуков и

объединение простых движений в сложные

артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать

следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность,

силу, темп, переключаемость движений.

Постановка звуков – искусственный процесс, с

физиологической точки зрения – это создание нового

речевого рефлекса. Работу по автоматизации звука следует

рассматривать как торможение старых стереотипов и

выработку новых. Эта работа трудна для детской нервной

системы, поэтому необходимо соблюдать следующие

принципы:

- постепенность

- доступность

- систематичность

Причины, по которым необходимо заниматься

артикуляционной гимнастикой :

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной

гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха

некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и

правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения

смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с

ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже

подготовлены.

3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за

слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие

упражнения.

4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука

на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.

Рекомендации по проведению упражнений

артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком

положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги

находятся в спокойном положении.

2. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только

одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же

ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не

следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый

материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые

приемы.

3. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом,

так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать

ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает

язычок? где он находится (вверху или внизу? Затем темп упражнений

можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем,

чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют

смысла.

4. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7

минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

5. Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите, чтобы ребенок

усвоил основные движения.

6. К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть

всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

7. В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет

удерживать положение языка некоторое время без изменений.

8. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые

ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не

забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.

9. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,

чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения

упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения

артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным

зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным

зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Построить забор» - Улыбнуться без напряжения, так,

чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Надо

про себя произносить звук и) Удерживать в таком

положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

2. «Трубочка» - Вытянуть сомкнутые губы вперед

трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет

от1 до 5 – 10.

3. «Загони мяч в ворота» - Вытянуть губы вперед

трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на

столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками.

4. «Накажем непослушный язычок» - Немного

приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и,

пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при

открытом рте под счет от 1 до 10.

5. «Лопатка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить

широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать

его в таком положении под счет от 1 до 10.

6. «Кто дальше загонит мяч?» - Улыбнуться, положить

широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы

произнося длительно звук ф, сдуть ватку на

противоположный конец стола.

7. «Почистим зубы» - Улыбнуться, показать зубы,

приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние

зубы, делая сначала движения языком из стороны в

сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор»; так же

верхние.

8. «Приклей конфетку» - Положить широкий кончик

языка на нижнюю губу. На самый край языка положить

тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к

нёбу за верхними зубами.

9. «Грибок» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот

и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко

открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку

грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

10. «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и

широким передним краем языка облизать верхнюю губу,

делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

11. «Гармошка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить

язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот

(как растягиваются меха гармошка, так растягивается

подъязычная уздечка). Губы находятся в положении

улыбки. При повторении упражнения надо стараться

открывать рот шире и все дольше удерживать язык в

верхнем положении.

12. «Фокус» - Улыбнуться, положить широкий передний

край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его

были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть

ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен

идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

13. «Пароход гудит» - Приоткрыть рот и длительно

произносить звук ы (как гудит пароход).

14. «Индюк» - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю

губу и производить движения широким передним краем

языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не

отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала

производить медленные движения, потом убыстрить темп и

добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк

болбочет).

15. «Качели» - Улыбнуться, показать зубы, открыть рот,

положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в

таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять

широкий язык на верхнюю губу и удерживать под счет до

5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

16. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть

рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает

копытами).

17. «Маляр» - Улыбнуться, открыть рот и «погладить»

кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком

вперед-назад.

18. «Барабанщик» - Улыбнуться, открыть рот и постучать

кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д : д-д-д. Сначала

звук д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит

речевой аппарат вашего ребёнка к правильному

произношению, но не сможет заменить собой специалиста логопеда.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как залог правильного звукопроизношения»
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 19:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД