Светлана Александровна Мухортова
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Публикация «Консультация для родителей „Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Средняя группа
- Темочки
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. "Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству" Д. С. Лихачёв
Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Хотелось бы остановиться на патриотическом воспитании детей второй младшей группы. Система работы по патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:
- организованная образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- создание предметно - пространственной среды в группе.
Далее хотелось бы подробно остановиться на формах и методах, которые мы используем в работе с детьми младшего дошкольного возраста, решая вопросы патриотического воспитания.
В течение всего года с детьми проводятся беседы: "Моя семья", "Праздники в моей семье", "Я и моё имя", "Что значит любить родителей", "Как зовут маму, папу, сестрёнку. ", "Какие они. ", беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта. На группе собран большой материал по теме "Семья" - это подборки пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок, стихов, а так же картотеки пальчиковой гимнастики, физкультминуток, утренних зарядок. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Сказки - особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитывать в ребёнке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не даёт прямых наставлений детям ("Слушайся родителей", "Уважай старших", но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Во второй младшей группе мы используем, такие русские народные сказки, как "Репка", "Курочка Ряба", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и т. д.
Но самым главным и ведущим видом деятельности ребёнка дошкольника является игра. Именно в игре ребёнок знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь. В нашей группе с детьми проводятся дидактические игры: "Чья мама?", "Вежливые слова", "Полное и неполное имя", "Ласковые слова для мамы", "Чей малыш?" и т. д. Широко применяется разыгрывание различных ситуаций по теме "Семья", "Вечер в семье", "Ссора", "Как помириться", "День рождения", "Как поднять настроение маме", что создаёт предпосылки к формированию сюжетно - ролевой игры. Игровая ситуация "Семья" - самая любимая детьми. Ребёнок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. В игре дети имеют возможность примерить к себе разные роли и приобрести соответствующий социальный опыт.
Самую главную и важную роль в воспитании ребёнка играет семья. Ребёнок должен уметь и вежливо общаться, и умение делиться своими игрушками, и желание помогать старшим. Это всё должно в первую очередь исходить от родителей и закрепляться воспитателями детского сада. Теме "Семья" в нашей группе уделяется большое внимание и реализуется она также и в художественном творчестве: лепке, рисовании, аппликации - наших любимых видах деятельности с детьми. Дети готовят рисунки, подарки для мам, пап, бабушек и дедушек и затем организуются выставки.
Народная игрушка в детском саду - больше, чем просто игрушка. Она выполняет ещё ряд дополнительных функций: воспитывает любовь к традициям, сближает с народным материалом, передаёт образы естественными, такими, какие они есть - без излишеств и прикрас.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.
Приобщая их к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе (соберём сухие ветки и листья; покормим птиц). Постепенно от прогулок, от беседы и чтения книг, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Во время наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность - это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети рисуют в свободной деятельности и во время образовательной деятельности. Это помогает им ещё раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Обязательное условие воспитания патриотизма - забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связанно с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Совместное творчество в изготовлении поделок к различным конкурсам, которые проводятся в группе и в ДОУ. Это и конкурс "Дары осени", конкурсы поделок новогодней тематики и мн. др. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общение усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.