МААМ-картинки

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольным возрастом считается период от 4 до 7 лет. Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, которую можно обозначить как «ребёнок- взрослый». Ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другими видами деятельности, возникают важные новообразования, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, а также развитие психических процессов.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ“» размещена в разделах

Психические познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Без этих познавательных процессов невозможна какая-либо деятельность человека. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов, и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей.

В дошкольном детстве формируются новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, по мере включения в различные виды деятельности (общение, игру, трудовую и продуктивную деятельность и др., учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется цветоразличение, острота зрения, фонематический слух, восприятие сенсорных эталонов.

Процесс восприятие складывается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства, методы и способы осуществления. Совершенство восприятия, способность точно отображать образы зависят от того, насколько полной системой способов обследования, владеет дошкольник. Таким образом, главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З. М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

По мнению Л. А. Венгера, в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем появляется ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, которая появляется раньше, предполагает обследование, которое еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию - выделение предметных свойств. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане, появляется исполнительская часть. У дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Зрительное восприятие становится одним из ведущих, которое позволяет дошкольникам охватить все детали и качества, свойства.

Н. Н. Поддъяков определяет последовательность действий ребёнка в обследовании предметов. Первоначально предмет воспринимается в целом, затем вычленяются главные части и свойства предмета. На следующем этапе ребёнок начинает выделять пространственное взаимоотношение частей относительно друг друга, а затем по отношению к основным частям. На завершающем этапе ребёнок может осуществлять повторное, целостное восприятие предмета.

Что касается внимания дошкольников, то на протяжении дошкольного возраста оно остаётся непроизвольным. В среднем дошкольном возрасте ребёнку становится возможным направлять своё внимание только при помощи инструкций взрослого. К старшему дошкольному возрасту формируется элементарная форма произвольности, которая возможна лишь при самоконтроле ребёнка. Только лишь к 7-летнему возрасту у ребёнка складывается полностью произвольное внимание, увеличивается его объём и устойчивость.

Дошкольный возраст - это новый этап развития речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается абсолютно во все виды деятельности. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

В дошкольном возрасте так же формируется внутренняя речь. Исследования (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, 3. А. Ганькова) показали, что у детей среднего дошкольного возраста богато представлена особая форма речи, которую Ж,Пиаже назвал эгоцентрической, которая исчезает лишь к 7 годам. Ребенок говорит для себя и о себе, совершенно не заботясь о том, насколько его понимает собеседник. Речь ребенка, адресованная к самому себе, является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Этот переход совершается у ребенка в условиях его практической проблемной деятельности, когда возникает потребность и необходимость осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение какой-то практической цели.

Таким образом, в дошкольном детстве речь отрывается от конкретной ситуации, превращается в универсальное средство общения. Совершенствуется звуковая культура речи, возрастает её выразительность. Речь становится средством мышления, с помощью которой ребёнок начинает рассуждать логически.

По мнению Н. Н. Поддъякова, в дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития - наглядно-действенное мышление - является подготовительным, он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий, т. е. предваряет абстрактное мышление.

В дошкольном возрасте ребёнок познаёт окружающий его мир, свойства и качества предметов, а также причинно-следственные связи. Совершенствование наглядно-действенного мышления, активное развитие наглядно-образного и начало формирования словесно-логического с помощью использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач являются основными направлениями развития мышления дошкольников.

В раннем дошкольном возрасте ребёнок пытается понять окружающий мир, начинает сравнивать предметы друг с другом, т. е. пытается анализировать. Всё это происходит в наглядно-действенном плане. Однако, дети уже могут решать задачи по представлению, а также хорошо знакомы с сенсорными эталонами. В среднем дошкольном возрасте у детей развивается образное мышление. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам, он может сравнивать предметы по свойствам. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения, а также уже способен обобщать понятия. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления. Преимуществом этой формы мышления является возможность отражать существенные связи и зависимости между предметами внешнего мира. При специальном развивающем обучении в старшем дошкольном возрасте происходит усвоение определённого типа мыслительных действий и понятий. Таким образом, 6-ти летний ребёнок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами : используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.

Память дошкольника характеризуется образностью. Этот вид памяти считается главным в дошкольном возрасте, суть которой заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. У детей 3-4 лет память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой задачу что-либо запомнить и как правило, не владеет специальными способами запоминания. Те события, действия, образы, которые вызвали, наибольший эмоциональный отклик у ребёнка непроизвольно запечатлеваются в памяти. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в произвольную, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту структура памяти существенно изменяется, что связанно с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Благодаря накоплению опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах.

Одно из самых главных новообразований дошкольного возраста это воображение. Воображение развивается в игровой деятельности, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.

В 4 - 5 лет возрастает активность творческой деятельности, в игре, в ручном труде, и в других видах деятельности. Ребёнок пятилетнего возраста впервые начинает мечтать о будущем. В 6 - 7 лет воображение носит активный характер. Именно этот период благоприятен для формирования и развития воображения. В этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

B.C. Мухина, анализируя общую картину онтогенеза познавательных процессов, приходит к выводу, что средствами развития памяти и воображения являются игра, рисование, слушание сказок и рассказов. К старшему дошкольному возрасту, по мнению B.C. Мухиной, воображение становится самостоятельным и управляемым процессом, предполагающим такие действия как замысел, образ воображаемого предмета, образ действия с предметом. Схематизация, целостность построения образа становятся базой для развития творческого мышления.

Таким образом, в дошкольном возрасте психическая жизнь ребёнка кардинально меняется. Память становится главной психической функцией. Мышление во многом зависит от памяти. Мышление ребёнка определяется тем, что ребёнок опирается на свой прежний опыт и видоизменять его. Одно из самых важных новообразований дошкольного детства является воображение. Средствами воображения и мышления является речь. Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение речи. Умственное развитие ребёнка набирает высокий темп.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 11:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Дмитриенко Марина Сергеевна (УИ 512180) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД