Юлия Базаева
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 3 года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы показателя, на которые должны ориентироваться и обращать своё внимание родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, то необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать.
Характерные особенности.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности речевого развития детей 3 года жизни“» размещена в разделах
Нормой речевого развития детей 3 лет является 1 500 слов;
Попытки говорить чётко и правильно, порой даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и не так, как хотелось бы;
Речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется, старается;
Внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить и запоминать;
Создание собственных словоформ;
Попытки рифмовать слова;
С удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
Но всё-таки, речевое развитие детей 3 лет остаё тся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, не совсем точно употребляют падежные окончания и предлоги;
Нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л, свистящие, шипящие (с, ш);
Путают звуки;
Переставляют слоги в словах.
Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?
Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме ребенок этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.
Нормы речевого развития детей 3-4 лет.
Несмотря на то, что все показатели индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего ребенка в будущем. Вот что он должен уметь делать в данном возрасте:
Проговаривать собственное имя, отчество и фамилию;
Называть имена родственников и друзей;
Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка, одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
Находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
Называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
Точно повторять услышанное;
Пересказывать мультфильм, сказку;
В процессе речи разговаривать громко и тихо.
Нет ничего страшного, если ребенок немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Мальчики по своему развитию речи в большинстве случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике, примерно на четыре месяца.
Отклонения.
Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего ребенка задержки речевого развития. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более, что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего ребенка. Серьё зными отклонениями считаются следующие показатели:
Ребёнок постоянно тарахтит;
Его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
Его сложно понять;
В речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
Ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
Глотает окончания слов;
Произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
Не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
Приоткрытый рот;
Частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.
Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3 лет.
Полезная информация. Есть патологическая задержка развития речи, связанная с нарушением функций мозга или ЦНС. А есть элементарная нехватка внимания со стороны родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребёнком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором — коррекции.
Методики развития.
Существуют разные методики развития речи детей 3 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно.
Постоянно расширяйте сферу общения своего ребенка. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его на протяжении нескольких дней.
Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.
Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребенка.
Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.
Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.
Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.
О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.