Ольга Маркина
Консультация для родителей «Почему современные дети не умеют играть вместе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги, психологи и многие родители отмечают, что современные
дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют
придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Дети,
не умеющие играть со сверстниками, замыкаются в себе и не умеют
выстраивать взаимоотношения с окружающими. Общение со взрослыми не
заменяет ребёнку общения со сверстниками – для развития необходимо и
то, и другое.
Именно сверстник нужен ребёнку как предмет эмоциональной или
Публикация «Консультация для родителей „Почему современные дети не умеют играть вместе?“» размещена в разделах
деловой оценки, для самовыражения, управления другими. А при общении
со взрослыми у ребё нка вырабатываются другие умения: говорить и вести
себя по правилам, слушать и понимать другого человека, усваивать новые
знания. Для сравнения приведём анализ особенностей общения ребёнка со
сверстниками и взрослыми.
Почему же проблема взаимоотношений детей между собой стоит так
остро?
Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов в
учебной деятельности. Нагружая ребёнка занятиями или только
обучающими играми, не предусматривающими коллективного
сотрудничества, взрослые не понимают, что обрекают своего ребёнка на
одиночество.
Ведущая деятельность ребёнка-дошкольника – игровая и
познавательная. А между тем именно в игре ребёнок активно познаёт мир,
который его окружает, беря на себя разные роли и обучаясь общению,
взаимодействию с окружающими людьми. Именно через игру в этом
возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без
«игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а
позже не происходит развитие зрелой полноценной личности.
Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат, увы, уже к
«неиграющему» поколению. Они часто сами не умеют играть. К тому же у
взрослых регулярно не хватает времени. Родители иногда даже не знают, о
чём можно поговорить с ребёнком, - общение сводится к вопросам «Что ты
ел?», «Как ты себя чувствуешь?», «Почему ты плачешь?». И этот же опыт
общения переходит от детей к сверстникам. Педагоги утверждают, что дети,
собравшись вместе, не могут придумать себе занятие, с трудом
объединяются в группы, ждут инициативы от взрослого.
В-третьих, прерывается опыт передачи игр младшим детям от более
старших. Увы, но дворовые компании разновозрастных детей в настоящее
время редкость. А если такие компании есть, то родители боятся отпускать
своих детей с более старшими в силу разных причин.
Как же быть тогда взрослым? Мы не предлагаем готовых решений, а
говорим о проблеме. Сделать выводы и найти решения должны сами
взрослые, но для этого нужно помнить, что единственный язык, который
легко даётся детям, - это язык игры и беседы.
Именно через игру и общение дети узнают мир со всеми его
сложностями, усваивают систему взаимоотношений, развиваются,
формируются как личности. Именно игра и беседа позволяют
скорректировать возникающие возрастные проблемы. Нехватка времени у
взрослого на игру и задушевную беседу провоцирует преждевременное
взросление малышей, приводит к серьёзным проблемам и в нашей взрослой
жизни, и в жизни самих детей: сложности с обучением в начальной школе, в
адаптации к взрослой жизни, трудности в общении.