Получи документы

Консультация для родителей «Подготовка ребёнка к школе»

Татьяна Стрельцова
Консультация для родителей «Подготовка ребёнка к школе»

Консультация для родителей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Критерии готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе 4

2. Советы родителям по подготовке ребенка к школе 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Консультация для родителей „Подготовка ребёнка к школе“» размещена в разделах

Начало обучения в школе – это новый этап в жизни ребенка, и он, безусловно, требует определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной, в то время, как ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра.

Готовность к обучению – это очень широкое понятие, под ним нельзя понимать исключительно необходимый уровень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения учебными предметами начальной школы. В готовность к обучению включаются такие психологические характеристики, физическое развитие и духовно-нравственная готовность дошкольника к новому этапу его жизни.

Проблема готовности ребенка к школе очень важна : большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются именно в дошкольном детстве.

Поэтому целью консультации будет являться получение знаний по подготовке детей к школе.

Для достижения поставленной цели мы решим следующие задачи:

1. рассмотрим критерии подготовки ребенка дошкольного возраста к школе;

2. разработаем советы для родителей по подготовке ребенка к школе.

1. Критерии готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе

Что такое готовность к школе? Готовность к школе, или готовность к обучению, - это определенный комплекс параметров, который может говорить об определенной социальной и умственной зрелости ребенка, а также определенный объем умений и навыков, достаточный для начала школьного обучения [2, 3].

Из определения мы можем сделать вывод о том, что существуют различные критерии (показатели, параметры) готовности ребенка к школе : это физическое развитие, нравственное развитие, психологическое развитие и мыслительное развитие. Охарактеризуем каждый из этих критериев.

1. Физическое развитие: от того, насколько физически развит, здоров и закален ребенок, зависит его успех в школе. Также отметим и то, что организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются необходимые условия для нормальной деятельности нервной системы. [1]

К физической готовности относятся общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Также сюда включают состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев, состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.

2. Нравственное развитие: от того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит его успешное обучение в школе, а также формирование жизненной позиции. Для успешного обучения в школе ребенок должен быть самостоятелен, организован, настойчив, ответственен, дисциплинирован. Если же эти нравственно-волевые качества не сформированы у ребенка, то он может лениться, быть не уверен в своих силах, обладать низкой самооценкой, быть эгоистичным, что, безусловно, не может являться условием успешного обучения. [5]

3. Психологическое развитие: ребенок, стоящий на пороге начальной школы, должен обладать внутренней позицией, у него должны быть сформированы необходимые предпосылки учебной деятельности, сложена особая форма общения ребенка со взрослым. Взрослый должен быть для ребенка авторитетом, образцом для подражания. [4]

В психологическую готовность также включаются:

учебная мотивация (ребенок хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

4. Мыслительное развитие, или умственное развитие. Его важность и значимость обусловлена тем, что начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу – он должен овладеть письменной речью, которая возникает на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, овладения звуковым анализом, развития наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка. Дошкольник должен быть готов к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, у него должны быть сформированы познавательные интересы; он должен осознать и желать обучаться в школе. [2, 3]

Большую роль подготовке ребенка к школе имеют родители. Рассмотрим основные рекомендации по организации этого процесса в условиях семьи.

2. Советы родителям по подготовке ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе – это очень важный процесс, поэтому мы предлагаем рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.

1. В программу семейного воспитания старшего дошкольника необходимо включать занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, закаливание организма, выполнять утреннюю гимнастику. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения.

2. Также нужно закладывать правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Так, Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если ребенок видит хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.

3. Старшего дошкольника необходимо активно привлекать к посильному для него труду. Выполнение трудовых поручений формирует дисциплинированность ребенка. Также необходимо приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.

4. Необходимо постоянно осуществлять умственное развитие ребенка: обогащать его словарный запас, в разговоре ним подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи детей можно учить наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои.

5. Полезными и даже необходимыми будут специально организованные занятия с дошкольников с использованием ситуации игры (так как это ведущая деятельность в данном возрасте). При этом нужно чувствовать тонкую грань: нельзя превращать «последний» год детства в минишколу. Не нужно заставлять ребенка выполнять упражнение, если он устал, постоянно вертится, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Тем не менее, не забывайте о том, что лучшие занятия – это занятия систематические.

6. Необходимо уделить большое внимание формированию психологической готовности:

нельзя «пугать» школой, а, наоборот, рассказывать позитивные истории, связанные с ней, формировать положительное отношение к ней: что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые;

не нужно быть слишком требовательны к ребенку, ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым;

необходимо развивать коммуникативные навыки и навыки совместной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Родителям очень важно постараться, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать поддержку родителей, их крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Родитель должен стать своему ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда первоклассник в будущем превратится в успешную личность.

Сделаем вывод также и о том, что подготовка к школе должна быть разносторонней. Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических и интеллектуальных способностей, эмоционально – волевых качеств и социально – психологической компетентности. Заострение внимания только на чем-то одном, например, на интеллектуальном развитии, не даст должного результата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авсеенко, Н. В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н. В. Авсеенко // Начальная школа плюс : до и после. – 2011. – № 8. – С. 91-95.

2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : учебное пособие / Н. И. Гуткина. – СПб. : Питер, 2004. – 207 с.

3. Кривых, С. В. Готовность к школе : теоретический анализ понятия / С. В. Кривых, М. В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75-86.

4. Тихомирова, О. Б. Проблема готовности детей дошкольного возраста к школе в психолого-педагогической литературе / О. Б. Тихомирова, Т. В. Наумова // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – Т. 1 № 1. – С. 80-83.

5. Шахбазова, И. Д. Роль семьи в развитии готовности ребенка к школе / И. Д. Шахбазова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 6. – С. 226-230.

Публикации по теме:

Консультация «Подготовка детей к школе в условиях ДОУ» Слайд № 2. Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста,.

Консультация для родителей «Подготовка руки к письму» В настоящее время качественно изменился контингент детей в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательных школах. Растет.

Консультация для родителей «Что такое подготовка к школе?» Как известно, общее развитие ребёнка зависит от условий жизни и воспитания. Психика дошкольника в целом отличается повышенной восприимчивости.

Консультация для родителей «Как определить готовность ребёнка к школе?» 1. Социально-психологическая готовность к школе: Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет.

Консультация для родителей «Подготовка детей к школе» Цель: построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе. Эпиграф:.

Консультация для родителей «Подготовка к школе» ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ, КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного.

Консультация «Как подготовить ребёнка к школе?» Как подготовить ребенка к школе? (для родителей будущих первоклассников) Уважаемые родители! В этом году ваши дети пойдут в первый класс.

Консультация для родителей «Подготовка к школе. Развиваем мышление» Развиваем мышление. Интеллектуальная готовность – важный аспект психологической готовности ребенка к школе. Она представляет собой достаточный.

Консультация для родителей «Подготовка к школе. Развиваем внимание» Произвольное внимание – одна из составляющих интеллектуальной готовности к школе. Врожденное внимание является непроизвольным, т. е. рефлекторным.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» На момент поступления в школу ребёнок может (умеет): 1)правильно произносить все звуки родного языка; 2)уметь выделить: - ударный гласный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Подготовка ребёнка к школе»
Опубликовано: 28 января 2016 в 22:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД