Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов. Внимание»

Вера Петушкова
Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов. Внимание»
▼ Скачать + Заказать документы

Успехи ребенка в овладении деятельностью в значительной степени зависят от сосредоточенности и направленности психики, от внимания. На самом раннем этапе внимание выступает в связи с ориентировочным рефлексом, который И. П. Павлов метко назвал «Что такое?». Первые ориентировочные реакции у ребенка вызывают раздражители, связанные с питанием. Проявление зрительного сосредоточения родители могут зафиксировать уже на 10-12-й день жизни ребенка. В конце 3-й недели внимание ребенка привлекают громкие звуки, яркие предметы. В младенческом и раннем возрасте внимание ребенка носит непроизвольный характер, возникает без заранее поставленной цели, без волевого усилия и обусловливается яркими, сильнодействующими раздражителями. На протяжении всего первого года жизни (и позднее) наиболее сильнодействующим для ребенка раздражителем, способным вызвать и поддерживать его внимание, является взрослый.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательных процессов, Внимание“» размещена в разделах

Овладение ребенком-дошкольником новыми видами деятельности (игровая, художественная, трудовая, учебная) неуклонно повышает требование к его вниманию. В деятельности возникает новый вид внимания-произвольное, сугубо человеческое. Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребенка к определенным сторонам деятельности. В дальнейшем сам малыш начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания. Направленность, сосредоточенность внимания в данном случае зависит уже не столько от особенностей предметов, сколько от поставленной цели и применения волевых усилий. Поэтому этот вид внимания называют еще волевым. Его формирование теснейшим образом связано с развитием речи ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает некоторыми способами рациональной организации своего внимания (самоинструкция, предварительная группировка материала и т. д.).

Произвольное внимание дошкольника может перерасти в послепроизвольное, которое носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Процесс его возникновения можно описать так: сначала человек заставляет себя быть внимательным (произвольное внимание, затем увлекается делом и уже внимателен без специальных усилий (послепроизвольное внимание). Главной побудительной силой послепроизвольного внимания является устойчивый интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу ее выполнения. Зная условия и возможности перехода произвольного внимания в послепроизвольное, родители должны стремиться сделать малоинтересное и сложное для ребенка задание интересным и занимательным.

На протяжении дошкольного периода увеличивается продолжительность сосредоточения внимания, его объем, способность к распределению, переключению.

Родителям хорошо известна быстрая отвлекаемость детей от деятельности, трудность сосредоточения на чем-то малоинтересном, важном. Это проявление рассеянности. Причины рассеянности могут быть разнообразные. Родителям важно знать их, чтобы вовремя предотвратить рассеянность, а если она возникла-не дать ей возможность укрепиться, бороться с ней. От ребенка не следует требовать, ожидать слишком длительной и стойкой сосредоточенности. Отсутствие ее даже у старших дошкольников-явление естественное, обусловленное обстоятельствами их высшей нервной деятельности. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство их нервной системы, малокровие, болезни носоглотки. В этих случаях родителям нужно обратиться с ребенком к врачу. Одной из частых причин рассеянности является быстро возникающее утомление при выполнении ребенком трудной и неинтересной для него работы, требующей длительного сосредоточения.

Причиной рассеянности дошкольника может явиться и перегрузка мозга большим количеством впечатлений, еще недостаточно гибкое, переключаемое внимание. Разбросанность интересов также может привести к рассеянности. Неправильное воспитание в семье-отсутствие режима в занятиях, развлечениях, отдыхе, освобождение ребенка от всех обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей-также может быть причиной рассеянности.

Для поддержания и развития внимания ребенка необходима четкая организация его жизни в семье, учитывая возможности возраста, широкое использование специальных игр и игрушек, применение заданий дидактического характера и т. д.

Публикации по теме:

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника»Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника» В условиях современного мира, наша страна испытывает острую необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В рамках.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Консультация для родителей «Что такое внимание?» . Жил человек рассеянный На улице Бассейной. наверно многие помнят это стихотворение С. Маршака. Как часто наши дети похожи на такого.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов. Внимание»
Опубликовано: 21 марта 2024 в 17:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов. Внимание»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Петушкова (УИ 2097660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД