Консультация для родителей «Развитие речи ребенка раннего возраста»

Наталья Серг. Шевелева
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка раннего возраста»

Развитие речи ребёнка раннего возраста раннего возраста

Развитие речи ребёнка раннего возраста – это важный этап в процессе становления речи. Считается, что развитие речи происходит в три этапа.

Первый этап – довербальный. Происходит на первом году жизни. Ребёнок, конечно, ещё не умеет говорить,но уже складываются предпосылки к его речи. Ребёнок выделяет речь среди других звуков. Возникает чувствительность к характеру речи – весёлый голос или сердитый, громкий или тихий.

Второй этап – переход к активной речи. На втором году жизни ребёнок начинает произносить первые слова и простейшие фразы. Очень важно на этом этапе, чтобы ребёнок имел хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми, чтобы их общение было насыщено речью.

Третий этап – совершенствование речи. Всё точнее отражаются намерения говорящего, всё точнее передаётся содержание и общий контекст отражаемых событий. Увеличивается словарный запас, усложняются предложения, улучшается произношение.

Для лучшего развития становления речи существуют всевозможные занятия и упражнения. Предлагаю несколько игр используемых в практике с детьми раннего возраста.

Игры на развитие речевого дыхания

Понюхаем цветок

Бывает, что дети смешивают понятия «вдох» и «выдох», а также вдох и выдох ртом и носом. Понюхайте цветок, сделав утрированный вдох носом, а затем выдохните, озвучив выдох звуком «а». Предложите ребёнку сделать то же самое.

Погрей руки

Ребёноквместе с вами вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесённые к губам руки.

Собачка дышит

Покажите ребёнку, как дышит собака, когда ей жарко: высунув язык, ртом, шумно. Предложите ребёнку подышать так же.

Капитаны

Налейте воды в тазик и приготовьте бумажные кораблики. Объясните малышу, что дуть надо не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «ф», или дуть через губы трубочкой, не надувая щёки. Покажите ребёнку, как это делаете вы.

При ровном выдохе кораблик плавно движется по воде. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Ребёнок должен повторить и пригнать кораблик к определённому месту.

Игры на развитие силы голоса и темпа речи

Громко – тихо

Приготовьте парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, кошечки, барабаны- игрушки, звук которых можно имитировать).

Покажите ребёнку двух собачек со словами: «Большая собачка, громко лает: «Ав - ав!» Как лает большая собачка?» Ребёнок громко произносит: «Ав – ав!» «А маленькая собачка лает тихо: «Ав – ав!» Ребёнок тихо произносит: «Ав – ав!». Теперь уберите собачек и предложите ребёнку сказать «ав – ав», когда покажете собачку, причём напомните, что лают собачки по разному.

Позови

Приготовьте игрушечных животных: мишку, зайца, белку. Расставьте их в 2 – 3 метрах от малыша и предложите позвать игрушки в гости.

Продемонстрируйте: «Зайка, иди!». Ребёнок будет звать «гостей», а вы следите, чтобы он звал игрушку громко, но не кричал.

Игры на формирование правильного звукопроизношения

Во дворе

Приготовьте игрушки или картинки, изображающие петуха, курицу, кошку и т. п. Показывайте ребёнку игрушку (картинку, сопровождая свои действия имитацией голоса животного: «Вот курочка кудахчет: ко-ко-ко» и т. д. После «представления» всех животных и птиц задайте малышу вопросы: «Как курица кудахчет?» и т. д.

Песенка

Приготовьте игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку.

Расскажите ребёнку историю про песенку:

Запела девочка песенку, пела, пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку - ка – ре - ку! – пропел петушок.

-Ты спой, мурка!

- Мяу- мяу,- спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря,- затянула утка.

-А ты, мишка?

-Рев-рев-рев, - зарычал медведь.

-Ты лягушка, спой!

- Квак – квак – квак,- проквакала лягушка.

- А ты, кукла, что споёшь?

- Ма - ма, ма-ма!

Складная песенка!

Читая эти строчки, показывайте малышу игрушки (персонажей) и чётко произносите звукоподражание. Когда ребёнок будет отвечать на ваши вопросы, особое внимание обратите на точность имитации голосов животных.

Игры на расширение словарного запаса

Что это?

Показывая на какую-нибудь часть тела ребёнка или его вещь, задайте вопрос: «Что это?» Варианты этой игры: задавайте ребёнку вопрос «Что это?», показывая на различные предметы домашнего обихода, слушая звуки, которые издают животные, вытаскивая из мешочка мелкие вещицы. Можно разложить на столе игрушки или какие-нибудь предметы, накрыть их скатертью и, когда малыш спросит «Что это?», попросить его снять скатерть и назвать предметы.

Кто это?

Объясните ребёнку, как и когда нужно задавать вопрос «кто?» и как на него отвечать. По книге с картинками спросите малыша: «Кто едет на машине?», «Кто сидит за столом?» и т. д. Используйте ситуации вокруг вас и малыша, спрашивайте ребёнка: «Кто бежит?», «Кто ест» и т. п.

Что делает?

Приготовьте картинки, на которых изображено, как кто-то что-то делает (картинки с изображением действий, и спросите ребёнка: «Что он делает?». Малыш должен правильно назвать действие, то есть глагол (окончание может путать). Например, на столе или ковре рассадите и разложите в соответствии с задуманными действиями зверюшек, кукол – по игрушкам должно быть понятно, что они делают (кукла едет, зайка спит и т. д.).

Игры на формирование грамматического строя речи

Гости

Приготовьте куклу, посуду, грибки, яблочки, зайчика, мишку. Объясните ребёнку, что к кукле придут в гости зайка и мишка, надо их принять. Накройте вместе с малышом на стол. Спрашивайте, что нужно положить на стол: вилки, ложки и т. д., добиваясь от ребёнка употребления множественного числа существительных. Затем спросите, что принесли гости: «Зайка – грибы, мишка – яблоки»(прилагаются). Можно заменить эти предметы другими.

Магазин

Приготовьте много игрушек и расставьте их, как в магазине. Предложите ребёнку роль покупателя и попросите его сделать заказ на покупку. Когда ребёнок попросит «продать» ему мяч, спросите: «Какой?» - «Синий» и т. д. Игра помогает ребёнку научиться согласованию существительного с прилагательным.

Заяц и зайчонок

Приготовьте игрушки или картинки с изображениями животных и их детёнышей. Перемешайте их и предложите малышу разобрать по парам: «Где заяц, а где зайчонок, где лиса, а где лисёнок?». Важно научить малыша употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Игры на развитие связной речи

Расскажи мне

Занимаясь какими – то домашними делами, спросите малыша о характере этих действий: «Как мы моем чашки?». Если ребёнок не отвечает или жестикулирует, подскажите ему, как надо отвечать на подобные вопросы. Попросите ребёнка рассказать о пережитом им, увиденном, услышанном. Что малыш делал на прогулке, как у него прошёл день в садике и т. п. Предложите ребёнку послушать историю в картинках. Затем положите перед ним несколько картинок по порядку, а остальные – просто кучкой. Повторяя вновь свой рассказ, попросите ребёнка доложить на место недостающие картинки. Затем предложите малышу рассказать историю по картинкам. Можно помогать вопросами: «Что случилось потом?». Играя с ребёнком, поощряйте его желание комментировать игровые действия.

Игры на развитие слухового внимания

Узнай по звуку

Приготовьте различные игрушки и предметы (бумага, ложка, дудка и пр.). Сядьте спиной к малышу и производите разные шумы и звуки разными предметами. Предложите малышу, не оборачиваясь, называть, чем произведён звук. Не забывайте похвалить малыша за правильный ответ.

На носочках

Приготовьте бубен. Объясните малышу, что он должен выполнять движения соответственно звучанию – под тихий звук идти на носочках, под громкий–шагом,под очень громкий – бегом.

Что это за звук?

Подберите несколько картинок с изображением животных и птиц или некоторых предметов (телефон, будильник, пылесос). Подражайте звукам,которые они издают, а потом попросите ребёнка найти на картинке то, что (или того, кто) издаёт такой звук.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация для родителей на тему «Развитие речи ребенка 5–6 лет» МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» Консультация для родителей на тему: " Развитие речи ребенка 5-6 лет" Выполнила: учитель-логопед.

Консультация для родителей «Развитие культуры общения с раннего возраста» Добрый День! Не секрет, что дети не любят следовать правилам поведения, которые кажутся им скучными и неинтересными. Они не видят в них.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (Цветочный город) 143405, Московская область, г. Красногорск,.

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка в быту» Речевое развитие ребенка в быту. Как и любой малыш, ваш ребенок очень нуждается в теплой заботе и внимательном участии. Вы – самые родные.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка» Консультация для родителей. Роль семьи в развитии речи ребенка. Что посеешь, то и пожнешь Умела дитя родить- умей и воспитать. Физическое,.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Выполнила воспитатель : Шашнина Наталья Борисовна Брянск 2018г Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов восприятия.

Консультация для родителей «Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста»Консультация для родителей «Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста» онсультация для родителей: «Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста». Прогулка является надежным средством укрепления здоровья.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста» Речь — велики дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности,.

Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на развитие ребенка дошкольного возраста» составитель: Тимофеева Л. Н., воспитатель Влияние мультфильмов на развитие ребенка дошкольного возраста Консультация для родителей.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка раннего возраста»
Опубликовано: 4 мая 2018 в 10:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Подборка осенних игр для праздников и досугов.1 часть
Вчера показала вам, дорогие коллеги, "Осенний альбом" с методическими материалами( посмотреть можно здесь ) В нем есть раздел "Игры", которые можно...
Фоторепортаж о посещении концерта во Дворце Спорта имени Гамида Гамидова сотрудниками...
Дворец спорта имени Гамида Гамидова, один из лучших на Северном Кавказе. Наш город Хасавюрт - спортивный город. В городе ребята, подростки-будущие...
Детский мастер-класс по пластилинографии «Осенние краски» в старшей группе
Кружит последний жёлтый лист И землю укрывает, А город скоро станет чист – Всё ветер подметает. Ведь в гости осень к нам идёт, За ней - зима седая....