Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома»

Светлана Пономарева
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома»
▼ Скачать + Заказать документы

Основное внимание связная речь приобретает в связи с последующим поступлением ребенка - дошкольника в школу. Речь - основной инструмент формирования и выражения мыслей, способ взаимодействия с окружающими.

Умения и навыки связной речи не развиваются внезапно, и без специальной подготовки ребёнок не сможет достичь того уровня развития речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи детей дома“» размещена в разделах

Работа, проводимая в детском саду хотя и является целенаправленной, однако ее зачастую недостаточно без должного внимания к этому вопросу со стороны родителей. В современном мире достаточно напряженный ритм жизни, поэтому у мамы с папой попросту нет времени заниматься с ребенком. Общение в семье очень часто проходит в форме вопросов - ответов. На рассказы ребёнка родители в основном реагируют, ориентируясь на смысл слов, а грамматика, связность речи и скудность словаря остаются «за кадром».

Итогом такого положения дел является недостаточно сформированная связная речь детей к семи годам. Дети не умеют связно и последовательно рассказать о своих мыслях, также возникают проблемы при необходимости развернутого ответа. Затруднения вызывает также умение правильно, четко задать вопрос.

Совершенно ясно, что именно родителям необходимо помочь ребенку овладеть умениями и навыками связной речи.

Для этого важно использовать все, что находится вокруг ребенка - дома, на улице, в детском саду. Направляя внимание ребенка на предметы, тщательно прорабатывайте детали. Сюда относятся вопросы о цвете, материале, из которого сделан предмет, размере, весе. При ответе ребенка старайтесь получить как можно более развернутое описание. В этом случае ребенок научится сравнивать, обобщать, понимать значение слов, «высота», «ширина», «длина», «высокий», «низкий». Привлекайте к работе игрушки ребенка - их можно попросить сравнить, при этом не забывая о подробном описании, похожести - непохожести.

Такого рода тренировка даст толчок развитию связной речи ребенка.

Приведем примеры игр и упражнений, направленных на развитие речевой активности, доступных любому родителю.

Упражнение «Диалог»

Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый: принеси мне, пожалуйста, мяч. Что ты принес?

Ребенок: мяч.

Взрослый: Дай мяч. Что ты дал?

Ребенок: Мяч.

Взрослый: Лови мяч! Что ты поймал?

Ребенок: Мяч.

Взрослый: Молодец!

Игра «Что мы видим в окне?» :

Вместе с ребенком посмотрите в окно. По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: «Я вижу машину. Возле машины дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенок затрудняется,помогайте наводящими вопросами. «Ты увидел машину? Какого она цвета?». Игра развивает речь, наблюдательность, пополняет словарный запас.

«Что мы видели вчера?» :

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Обращайте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Аналогично проводится игра «Что мы будем делать завтра?»

Диалог «Давай поговорим» :

Является обычной беседой на бытовые темы.

Примеры вопросов: Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной? Какая игрушка тебе нравится больше всего? Почему?

В процессе меняйтесь ролями - сначала вы задаете вопросы, затем ребенок. Обращайте внимание на краткость/развернутость ответа ребенка, на то, самостоятельно ли он подбирает слова либо опирается только на вопрос.

Дидактическое упражнение «Расскажи, что увидел» :

Предложите ребенку картинку для рассматривания. Через некоторое время картинка убирается. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: «Кто на картинке?», «Во что одета девочка/мальчик?»

Ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем мальчику мяч? и т. д.

Игра «Профессии» :

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.

Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?»

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я врач». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:

Как называется человек этой профессии на картинке?

Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?

Чем занимается человек на этой работе?

Где он работает?

Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?

Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

Упражнение «Назови действие» :

Ребёнок называет слова, обозначающие действия.

Вам понадобится картинный материал и вопросы.

Ребё нку задают вопросы:

- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).

Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).

Что делает щенок?

Что делает птичка?

Упражнение «Выучи стихотворение» :

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

Игра «Угадай по описанию» :

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: «Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь - шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее».

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Игра «А что было дальше?» :

В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

- Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

- Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

- Вдруг слышит - за кустами что-то шуршит и топает!

- Маша спросила «Кто тут?»(Что было дальше)

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, - и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома» «Развитие связной речи детей дома» Речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе.

Консультация для родителей «Игры и игровые задания для развития связной речи детей дома» Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи» Консультация для родителейТема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»Цель: познакомить родителей.

Консультация для родителей «Развитие связной речи через составление рассказов по картинке. Методика работы с картинкой» Консультация: «Развитие связной речи через составление рассказов по картинке. Методика работы с картинкой». Как подросли ваши дети! Вы не.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома» Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи,.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Что такое связная речь? Связная речь - смысловое.

Консультация для родителей «Развитие связной речи в семье».Консультация для родителей «Развитие связной речи в семье». Развитие связной речи ребенка в семье. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей дома» Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Что такое связная речь? Связная речь - смысловое.

Семинар-практикум на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома» Подготовил: воспитатель Смирнова И. В. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома. Цель: повысить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома»
Опубликовано: 14 марта 2019 в 22:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пономарева (УИ 1870030) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД